Светлана Федосина
Глава I. «Образ России»
Для того, чтобы лучше понять психологию россиян, следует установить, как условия жизни влияют на их поведение, в каких условиях формировалась культура России. Сделать это будет тем проще, что сам писатель - наш соотечественник, и, следовательно, достаточно достоверно описывает быт, в котором живёт большинство семей нашей страны, причем делает это с каких-то новых позиций. Меня поразил его необычный взгляд на мелкие, привычные нам с детства, события и явления; например, он критикует православную церковь, но делает это не потому, что придерживается другой религии, а скорее по социальным причинам. Даже в описании крестного хода можно заметить его ироническое отношение: « Из храма неспешно и с театральной величавостью выдвинулась, как на сцену, группа священников. Рабочие почтительно расступились, попы небрежно рисовали в воздухе нечто вроде креста, словно рубили работяг вдоль и поперёк, в серёдке блеснуло золотом одеяние тучного человека, похожего на большую копну». Писатель выражает недовольство и идеями христианства: « Если Христос и ориентировался на слабых, в самом деле желая дать им утешение, то его учение быстро сумели взять на вооружение сильные, которые, терроризируя слабых, говорили: терпите, да вознаграждены будете... А нас за гробом ох как бить будут!». Автор высказывает мысль о том, что если бы Русь приняла не христианство, а, скажем, ислам, то сейчас занимала бы ведущие позиции в мире, так как православие веками приучало людей к терпимости, готовности простить обидчика. В русских людях всё больше развивалось чувство ленивого превосходства над другими странами. Даже рабочие в России чем-то отличаются от рабочих других стран: «Рабочие...подумали и согласились, что не деньгами жив человек, что надо иметь нечто высшее, чем деньги...». Презрение к деньгам странным образом сочетается в душах людей с убеждённостью, что «...жить всё-таки надо на что-то». Ещё один плохо обеспеченный средствами к существованию слой населения - армия. Сейчас, в мирное время, она не очень-то нужна стране, поэтому военным, особенно низшим чинам, сложно нормально жить; об этом можно судить даже и по одной художественной детали: «... когда удавалось купить на жалкое жалование русского офицера что-нибудь импортное, в таких вот красивых баночках, то берегли как зеницу ока до праздников..., а потом жена отмывала до хрустального блеска, ставила на видное место, используя то под соль, то под рис», т. е., читатель может видеть, что в случае войны армия будет просто не готова отразить нападение врага. Наконец, армия - не только обычное госучреждение, это множество людей с семьями, детьми, кроме того, это показатель состояния нашей страны, из чего можно сделать вывод, что большинство населения России озабочено теми же проблемами.
Наконец, ещё один слой
населения - интеллигенция. Вообще-то, под словом «интеллигент» обычно
подразумевают человека с высшим образованием, достаточно вежливого и
культурного. Автор трилогии «Русские идут» даёт свою характеристику:
«Так называемая русская интеллигенция - обычно это недалёкие люди с
невысоким высшим образованием и завышенным самомнением. По своей
ущербности они склонны в своей неспособности к полезной деятельности
обвинять государство, что-де не дало им условий, не обеспечило, не
создало, не окружило заботой, что в других странах лучше... Сейчас,
как и всегда, наша большая интеллигенция требует для себя особой
позиции судьи над обществом. Однако такой позиции, чтобы её никто не
смел судить, критиковать, даже бросить в её сторону косой
взгляд!...Русская интеллигенция - единственная в мире,
которая...ратуя за реформы, всегда им сопротивлялась. Как и сейчас...
это позиция... преклонения перед более сильным». Вместо формулы «Если
тебя ударило по одной щеке, подставь другую» автор говорит: « Око за
око, зуб за зуб » - это более справедливо», причем даёт этому
логическое обоснование «Если я прощу человека, выбившего мне глаз, он
утвердится в своей безнаказанности; не так ли?...А если я в ответ за
свой глаз вышибу ему его собственный, он ещё подумает, стоит ли
рисковать вторым. Да и другим предостережение. По этой концепции
распространение зла следует наказывать, иначе оно возникнет в
огромном количестве. Всяческие войны, по Никитину, тоже зло. Особенно
- правила войны. В этом он согласен с классиком русской литературы Л.
Толстым: «Ежели бы не было этого великодушничания на войне, то мы шли
бы только, когда стоит того идти...». По этому поводу приведу
следующие строки: «Тогда симпатии многих были тоже на стороне
просвещённой Франции! У нас-де крепостное право, даже рабство,
дикость, цивилизованная Франция придёт и наведёт порядок... А сейчас
- нецивилизованная, но богатая Америка придёт и наведёт порядок в
банковской сфере». Сам главный герой книги категорически против
этого, потому что, по его мнению, Россия перестаёт быть
самостоятельной страной и превращается в «колонию» США, какими стали
уже те страны, которые вошли в НАТО. «Россия - самая богатая
природными ресурсами страна в мире. У нас самая громадная территория.
Нефти больше, чем в сербских странах, золота и алмазов больше, чем в
ЮАР, леса... да ладно, сами знаете! ...А вот Европа посматривает на
наши земли голодными глазами, Америка же подзуживает, поддерживает
деньгами, войсками, сколачивает военный союз и спешно, пользуясь
нашим временным упадком, спешно продвигает свои армии к нашим
границам». Чем это угрожает России? Главный аргумент, который
выдвигает автор, споря о судьбе России - моральный облик и культурный
уровень страны-«захватчицы», т. е., Соединённых Штатов. Всё-таки,
Россия стоит выше хотя бы в отношении морального облика.
Всегда считалось, что главное в человеке
- его душа. Никитин считает, что в России, у её населения, долгими
веками формировалось определённое мышление, и приводит наиболее
значимые, с его точки зрения, факты, повлиявшие на это:
1.
Во-первых, это влияние христианства с
момента его принятия: «Христианская мораль прижилась... потому что
ориентируется на слабых, убогих, немощных, оправдывает трусость и
ничегонеделание...Если Христос и ориентировался на слабых, в самом
деле желая дать им утешение, то его учение быстро взяли на вооружение
сильные». Но за всё время своего существования, христианская церковь
учила народ быть богобоязненным и слушать царя («С помощью власти,
разумеется, рука руку моет. Мы тебе десяток храмов, на самом видном
месте, а ты погромче: вся власть от Бога»).
2.
Сейчас наступает время перемен, и второй
фактор, повлиявший уже на нынешнее поколение - распад СССР и
установление демократии: «Наш русский народ впервые ощутил гордость,
когда разрешили всякие там кооперативы. Представьте, что инженер
после вуза лет десять должен был работать, пока станет просто
инженером, а ещё десять - зав. сектором. К пенсии он мог стать
заведующим отделом. И вдруг - свобода! Открывай свои фирмы, называй
себя хоть сразу управляющим, хоть директором...». Сейчас у России
появилось больше возможностей реализовать себя... Но вместе с другими
свободами пришла и свобода печати. Все средства массмедиа стали
ориентироваться на вкусы основного потребителя, то есть, простого
народа. А какие у того вкусы? Самые простые. «Если один человек
позовёт на концерт Чайковского, а другой - на концерт Пугачёвой, куда
пойдёт большинство?». Следовательно, уровень культура начал
понижаться, но всё ещё остался достаточно высоким.
3.
В-третьих, сейчас мы находимся под
сильным влиянием Запада. «Эта идеология начинает экспортироваться в
другие страны... Человек слаб. Когда он видит, что можно не бежать, а
идти, когда видит, что можно не идти, а стоять, а то и вовсе
сидеть...а потом и лечь... постепенно начинает поговаривать, что зато
там живут весело, расслабляются, отдыхают. А главное в жизни, это не
работа, а отдых... Понимаете, когда главным мерилом становятся не
достоинство человека, а доллар... То американцы как бы получают право
поучать другие народы. У них этих долларов больше».
4.
У нас всё ещё сохраняются воспоминания о
поступках наших предков, та оценка событий, которая была принята ещё
в XIX в., когда запятнать свою честь позором было поступком худшим,
чем смерть.
В силу этих факторов, у русских сложилось особое мышление, прямо об этом Никитин не пишет, но в « Ярости » есть отрывок, что-то вроде притчи, в которой раскрывается в полной мере характер русского народа: «К примеру, есть программа, что если пойти на околицу села и выкопать яму, то появится колодец, из которого всё село будет черпать чистую воду, а выкопавший получит деньги. Немец пойдёт и выкопает. Итальянец покопает, в полдень может поспать, жара, а вечерком докопает. Или завтра утром.... Русский покурит, потом сочтёт, что зачем рыть ямы, когда до реки рукой подать». Ещё Бисмарк сказал, что русские долго запрягают, да быстро ездят, а по характеру похожи на медведей - пока раскачаешь... Т. е., одна из составляющих русской психологии, которую выделяет автор - лень, нежелание что-то делать, оправдывая свои поступки глубоким философствованием. Кстати, не Никитин первым подметил это - вспомним хотя бы « Обломова».
Ещё одно отличие человека
русского склада ума, также изложенное в истории, рассказано одним из
героев трилогии: «Прошлым летом приезжали рок-певцы из Америки... В
августе дело было, жара градусов сорок в тени! Их рабочие
устанавливают помост на самом солнцепёке, а наши лежат в холодке,
наблюдают с таким русским презрением. Один говорит глубокомысленно:
как суетятся, как суетятся... Другой: так они же по тыще долларов в
неделю зарабатывают! И я бы за такие деньги суетился! А третий
подумал и говорит гордо: а я бы ни за какие деньги не стал бы так
носиться. И что вы думаете? Остальные подумали и согласились, что они
ни за какие деньги не станут вот так, что не деньгами жив человек,
что надо иметь нечто высшее, чем деньги. Вот такие у нас развитые в
философии грузчики!».
И всё же, несмотря на эти недостатки,
именно в нашей стране попытались построить рай на земле - коммунизм.
Этот уникальный эксперимент осуществлялся один-единственный раз,
конечно, он так и не был доведён до логического конца, но идея автора
в том, что этого не надо стыдиться. Пусть «не один эксперимент, так
другой, вечно стараемся добыть счастье для всего света... и всякий
раз срываемся, чуть-чуть не добравшись до вершины..., а умный сосед
за океаном злорадно хихикает». Но тем не менее, Россия пыталась
что-то сделать, наивно полагать, что добились бы успеха, но всё же
пыталась... А вот в США даже не пробовали!
Ну а сейчас, после распада СССР, всё же
были утрачены некоторые моральные ценности, заменились другими... А
кроме того, исчез общий и понятный смысл жизни. Если рождённые в
советские времена люди твёрдо знали, зачем живут, то молодое
поколение совсем растерялось, да и немолодое тоже. Вот и пошёл
разброс: каждый ударился в мистику, причём, в разные её отрасли.
Каждый знает, какой сейчас год, причём по восточному календарю: Змеи,
Быка, Лошади... А насчёт поисков «тайных знаний древности» у Никитина
написана не одна строка: «Он (один из героев) вдруг начал везде и
всюду выискивать корни русского народа... Вот только подоплёка у
этого стремления, на мой взгляд, всё-таки, поганенькая (...). Ну,
положим, докажем на все сто, что мы, русские - арийцы. Потомки
этрусков, древних ариев... Это мы построили все семь чудес света, а
Бородинское сражение не проиграли, а выиграли. Ну и что? Станет от
этого лучше?
Нет. Но хуже может. Во-первых, спесь
никого не украшает. Во-вторых, если это мы русские, построили
пирамиды, то почему сейчас всё растеряли?... А если не для спеси, то
не понимаю, зачем нам это арийство? Потому что если у нас нет ума, то
пусть будет хотя бы дворянство? Или желание арийскости, баронства,
дворянства - это нежелание работать, учиться, совершенствоваться
самим?»
Но именно то, что люди всё ещё ищут...
неважно что, Шамбалу, Атлантиду, дело в самом поиске, именно это
отличает их от обезьян! Стремление к чему-то высшему, совершенному,
гармоничному - тут на ум приходит термин «двоемирие», употреблённый в
связи с символистами.
Вместе с тем, считает автор, люди не
должны чрезмерно увлекаться этими поисками. Всё-таки, живём в
реальном мире, гораздо важнее кем станут наши внуки, чем кем были
предки. А как будет расти и развиваться дальше, зависит не только от
политики, но и от культуры. Кажется, именно штатовская культура
влияет на русского больше всего; самое же развращающее влияние
оказывает мораль США: запреты чего бы то ни было - чепуха, «зло
исчезло как понятие. Кинотеатры заполнены фильмами, где мафия
благороднее полицейских, наёмные убийцы - благородные герои,
грабители - милые и добрые люди...». Всё это идет с Запада. Но сама
Россия - сплав западного с восточным и именно восточные черты
предлагает поддерживать в русском населении автор, так как там и
остались такие понятия, как честь, верность слову, способность
держать слово, а «при этом всеобщем осмеивании, нарушении клятв,
неизбежно появится жажда верности слову, клятвам, а при сегодняшней
распущенности маятник обязательно качнётся в другую сторону». Именно
сейчас как никогда, наша страна нуждается в моральной поддержке после
неудачи, которую потерпела с СССР... «но нам повезло, что мы голодные
и в драных штанах. Сытая страна не способна ни на подвиги, ни на
великие свершения, она просто живёт...и стремится сохранить своё
безбедное существование. Ей не нужны перемены. А мы сейчас в таком
унижении, в таком позоре, что готовы на всё, только бы снова вернуть
себе гордость, смыть позор с имени русских!». Разумеется, под «сытыми
странами» подразумевается США.
Кроме того, утверждается, что наша
страна, хоть ещё и молодая в сравнении с некоторыми странами Востока,
всё же богата на таланты, как в области науки, так и в области
культуры. Автор выдвигает интересную гипотезу о том, что ещё Блок
предвидел противостояние СССР и НАТО, и в стихотворение «Скифы»
скрывается предупреждение США: «Запад объявил нам войну, а Блок
уговаривал их опомниться, иначе... Когда доведут до той стадии, как
сейчас со своим НАТО, то оправдано любое оружие».
К сожалению, это предположение не
подтверждается какими-либо доказательствами, тем не менее, звучит оно
достоверно. Противостояние Россия - НАТО продолжается. И сейчас уже
неуместен термин «холодная война». Россия - не соперник, а лакомый
кусочек для США и западноевропейских стран. «Наша экономика едва-едва
поднялась на ноги, каждый год идёт прирост на 10-12 %, уже заговорили
о «русском чуде», пока армия ещё не разоружилась, новейшие технологии
из институтов не успели выйти в массовое производство... А волки уже
вцепились!». Именно поэтому русские должны пытаться сохранить свою
высококультурную страну от «философской бомбы», которую, наряду с
другими атаками, забрасывают США к нам. Самое страшное - перестать
существовать как народ, а не как страна. Принять взгляды США, по
автору, равносильно самоубийству, ведь главнейший принцип жизни
американцев - беспринципность: «штатовцы как раз и гордятся тем, что
у них ни мысль не скована никакими догматами Старого Света, ни
желания, ни помыслы... На самом же деле никто не может жить без
догматов... Наш молодой разум... а разум человека ещё очень молод,
отчаянно нуждается в вере (...), без железобетонных догматов, в
которых человек не сомневается, он - полное ничтожество, несмотря на
любой коэффициент интеллекта ... Ничтожества те, у кого нет ничего
святого, и которые не только не готовы умереть за идею, но даже
пальчик за своего Христа, за демократию, свободы не прищемят (...),
потому именно американский образ жизни - гибель человека в человеке.
Превращение в животное, умеющее читать и писать, даже пользоваться
компом, но всю мощь науки и техники поставившее на службу своим
инстинктам... «американского образа жизни» как духовной силы просто
нет».
Автор не просто высказывает такую мысль,
но и подкрепляет её описаниями различных сценок из жизни, в которых
выражается мнение людей о США, совпадающее с мнением самого Никитина.
Итак, подведя итоги первой главы, можно
сделать следующие выводы:
1.
Россия, по автору, страна высокой
культуры, давшая миру таких людей, как Толстой, Достоевский, Блок и
др.
2.
Тем не менее, сейчас она находится в
глубочайшем кризисе, что позволяет США навязывать ей свою культуру.
Идёт процесс «американизации» населения, особенно молодёжи.
3.
В ответ на это возникают такие группы,
как «Возродим Русь!», «За Россию». Их мало, около одного процента
населения, но именно они смогут помочь стране встать на ноги; так как
Россия очень богата ресурсами, этот подъём произойдёт достаточно
быстро, лет за 10-15.
4.
Главным условием этого является более
близкий контакт со странами Востока, принятие их культуры, которая
несёт в себе отпечаток мусульманства, и такие ценности, как честь,
верность, умение держать слово, т. е., «как сказал Пушкин: «Пока
свободою горим, пока сердца для чести живы», и что уже давно забыто в
Америке. И что же там взамен? Никитин пишет некоторые отрывки и от
лица американцем, стараясь представить себе их чувства, мысли,
поступки в неадекватных ситуациях. Это, а также сам образ США, я
исследую в главе II.
Выводы по главе I:
Образ России сильно утрирован. Показаны
такие типичные черты русского человека, как лень, нежелание работать;
автор утверждает, что большинство населения связано «рабской»
христианской моралью.
Самой жизнеспособной и подходящей России
религией утверждается ислам. Мне кажется, что это намек: так как
ислам - религия, пришедшая с Востока, значит, Россия тоже должна
примкнуть к западным странам. Отсюда снова вытекает вечное
противостояние Восток-Запад.
Ещё одна интересная деталь: автор часто
упоминает таких известных русских писателей, как Толстой ( В книге
даже цитируется отрывок из «Войны и мира»), Достоевский; в первой
книге серии приводится стихотворение Блока «Скифы», т. е.,
подчеркивается, что Россия - страна высококультурная. ( При этом ни в
одной книге не звучит имен американских деятелей искусства. Такое
впечатление, что их и не было вообще, т. е., отсутствие культуры,
бездуховность).
Глава II. «США глазами её жителей»
Сейчас США - самая богатая
страна в мире. Её жители гордятся своей страной. Это не могло не
наложить отпечатка на их характер; как бы ни различались между собой
люди, у жителей одной страны всегда найдётся что-то общее. Мы редко
задумываемся о США как о Соединенных Штатах. Для нас это именно образ
цельной страны с определённой психологией, привычками и поведением её
граждан. Какова же эта психология? Совершенно очевидно, что она
связана, во-первых, со средой обитания. Итак, США глазами её жителей:
самая богатая и преуспевающая страна. Но если вспомнить её прошлое?
«В то время, как другие сражались, где идеями, а где и оружием, за
то, чья вера или идея скорее приведут к царству добра и
справедливости, в той стране просто и тупо копали огороды. Да, копали
огороды, строили дома богаче, ещё богаче, ещё и ещё». Что же
послужило причиной такого странного, необычного в то время поведения?
1. Скорее всего, национальный состав во
времена формирования США: «Правила чести, жертвенности, верности
слову, долга перед страной могли возникнуть лишь в странах, где был
так называемый высший свет... Эти люди дрались на дуэлях, стрелялись
по самому ничтожному поводу, смывая кровью пятно с чести... Но где вы
видели, чтобы из-за чести дрался крестьянин? Да ещё до смерти? Так
вот, американцев нельзя винить за отсутствие правил чести, ибо в
Новый Свет переселялись крестьяне в поисках лучшей доли. И всё было
бы ничего, если бы эти крестьяне так и жили, озабоченные только тем,
как выжить, а потом уже как просто жить с наименьшими затратами ума и
усилий». Но в это время как раз наблюдалось противостояние таких
стран, как Англия, Франция, Германия. Все они были озабочены поисками
территории и ресурсов. Как США могло выжить в таких условиях? Оно
придумало новый вид борьбы: «философская бомба». И начало
распространять в другие страны свой образ жизни: «Чтобы победить
другие народы и культуры, ей надо было всего лишь провозгласить
девизом: всё дозволено! Разврат, трусость, предательство, хапанье...
Все пороки легализуются, уже нет разврата, предательство оправдано,
как и трусость... Все правильно: другие народы рано или поздно, глядя
на такой разнузданный шабаш, устанут от карабканья к совершенству».
Пропаганда велась в основном через телевидение, причем выглядела как
обычные для американцев фильмы, в которых, тем не менее,
присутствовал отпечаток американской психологии... « Красочный фильм
о проститутке и, конечно же, наёмном убийце. А чтоб красивей было, то
не убийце, а киллере. Благородном, с какими-то понятиями о чести,
что, по замыслу авторов фильма, должно его оправдывать. Как будто в
любой воровской шайке не существует этих «правил чести», воровских
законов!
Да и проститутка хороша... Миленькая,
смазливенькая, прямо передовичка труда. Нужно же чем-то зарабатывать
себе на жизнь, так объясняет свою профессию... А в голову не
приходит, что могла бы пойти на завод». Итак, постепенно навязывая
свою мораль другим странам, США обезопасило себя от вторжения
иноземных захватчиков. Но оставалась ещё одна нерешённая проблема:
как поступить с СССР, где всё ещё имела влияние советская пропаганда?
США применило старое оружие - фильмы, но теперь это была проверка,
как русские отреагируют на то, что унижается их достоинство? «
Наступление начинается с идеологической обработки. Судя по
результатам, оно прошло успешней, чем, наверное, в Пентагоне ожидали.
Никого в России не волнует и не возмущает, что русских бьют в фильмах
и книгах, расстреливают в компьютерных играх. Уже по всей стране
вывески «Магазин» сменили на «Маркет», или «Супермаркет»...» Одним
словом, США заняла главенствующее положение в мире. В этом, как
отмечает автор, она схожа с Римской империей. Почему именно такое
сравнение? Кроме того, оно повторяется на продолжении всего
повествования, так что можно говорить об этом как о теме. Очевидно,
что оно помогает раскрыть авторский замысел и более глубоко вникнуть
в концепцию всей серии. « США всячески подчеркивает, что они
преемники Римской империи. У них и римский Сенат, и римский орёл, и
римский форум, и римский Капитолий... А вот мы - варвары! Но мы,
варвары, сокрушили предыдущую Римскую империю, сожгли библиотеки,
разбили статуи... а на развалинах той цивилизации построили свою,
варварскую, из которой и выросли все нынешние европейские. Непривычно
суровые, ибо в них не было рабства, гладиаторских боёв, многоженства,
извращений... Да, убеждая нас в том, что мы - варвары, эти олухи сами
подталкивают к идее, что пора сокрушить и эту Римскую империю».
Американцы - уже не люди, а животные, в заключение говорит автор.
Ещё одна сюжетная линия, идущая через
всю серию, - любовь Дмитрия (русского) к Виолетте (американке). Как
мне кажется, эти двое являются типичными представителями своих наций
и на их примере можно показать различие между культурой России и США,
что и входит в замысел автора.
Первая их встреча происходит в «Темной
стороне». Виолетта - «яркая и полная жизни американка, жизнь в ней
кипит, но в каждом движении чувствуется звериная самоуверенность
жительницы Империи, за которой вся мощь страны». Они влюбляются друг
в друга, но Дмитрий, выполнивший задание, должен уехать в Россию.
Каждый из них переносит разлуку по-своему: Дмитрий говорит: «Клянусь,
отныне и навеки у меня не будет жены, не будет детей» - мы видим, что
для него это - настоящая любовь. И тем не менее, превыше всего
Дмитрий ставит долг перед своей страной, так как он все-таки
оставляет Виолетту. Она же отвечает: «... прости, у меня добрый и
заботливый муж... Я не могу его оставить» - на первый взгляд, она
поступила в соответствии со своими моральными правилами. Но сразу
после ухода Дмитрия у неё возникают другие мысли: «...её встретит
улыбающийся Феликс, она войдет в свою опрятную и напичканную всеми
удобствами кухню, у неё прекрасная квартира, ссуда почти выплачена, у
неё просторная кровать с подогревом, у неё уютный и налаженный мир,
защищенный от всех холодных ветров». Она не придаёт большого значения
любви, так как не понимает что такое это настоящее чувство. И поэтому
она и не бросит мужа; у неё и так всё есть - в материальном плане. А
про душу американцы начинают забывать.
При второй их встрече Дмитрий продолжает
любить Виолетту, а та всего лишь приятно удивлена, когда видит его.
Внешность американки совершенно не изменилась. Автор применяет такое
поэтическое сравнение: «веселая и чистая, как серебряная рыбка в
чистой воде». Эти два прилагательных: «веселая» и «чистая» -
повторяются несколько раз и несут определенную смысловую нагрузку:
веселье и смех показывают степень беззаботности, твердое убеждение,
что «Надо жить весело и ни о чем не думать. Просто жить!». Именно это
делает американцев такими счастливыми: бездумность их существования.
Слово «чистая» же применяется по отношению к телу Виолетты, но ни
разу к душе. Вообще, существует описания её внешности, причем
повторяется несколько раз, а переживания и чувства не описываются
вообще, как будто их нет.
И уже во вторую их встречу у Дмитрия
возникают сомнения в своих чувствах: «Что меня к ней так тянет,
спросил он себя, яростно и в то же время беспомощно. Ведь это же
просто тоска по простому миру...». Переломный момент наступает в
пустыне, при разговоре, как тратят деньги американцы и русские.
Виолетта утверждает: «Кто-то клал в банк и жил на проценты. Но таких
было мало. Все остальные покупали либо магазин, либо ресторанчик,
либо основывали свои фирмы». Здесь выявляется основная черта
американцев: «Зарабатывать побольше, чтобы отложить денег на
спокойную старость, так, чтобы в последние годы жизни могли
подключить к системе с принудительной прокачкой кислорода через
лёгкие, к капельнице» - т. е., стремление прожить как можно дольше,
неважно каким способом; главенствующий - инстинкт самосохранения, а
из этого можно сделать вывод, что в жителях США животное начало
преобладает над человеческим, ещё Фрейд доказал, что мы все произошли
от обезьян, а значит, надо и жить, как обезьяна: «нечего о какой-то
чести... ни у Фрейда, ни у обезьяны её не было.» Противоречия
характера Виолетты и Дмитрия всё больше разделяют их и приводят к
трагическому финалу: Дмитрий стреляет в Виолетту, затем впадает в
глубокую депрессию: «Она ничего не требовала!... Ни к чему не
склоняла... Только отдавала всё, что у неё есть...». Главная мысль
этой сюжетной линии звучит в конце её: «Иисусу... тоже... дьявол
только предлагал! Самых красивых женщин, богатства, обещал сделать
царем всего мире... Но прими пророк... дары дьявола... Сумел бы
стать... свершить то, что свершил?» Звучит новый подход к
рассуждениям Фрейда: да, мы все произошли от обезьяны. Или, говоря
другими словами: «Всех нас Всевышний сотворил из глины, которую взяли
из-под ног, то есть сотворил из грязи. Вот мы и живём как грязь. Но
Всевышний вдохнул в нас и часть себя, бессмертную душу...Всего лишь
искорку! Ты просто не давай ей потухнуть». Главное в человеке - это
все-таки душа. Наличие души разделяет человека и животное, так же,
как человека и американца.
2. Вторая причина, по которой
псевдоценности просачиваются уже и на территорию России, - развал
СССР, или, скорее, тот коммунистический строй, доминирующий в нашей
стране около 70 лет: «Началось с того дня, когда заявили, что каждый
человек - это собственный мир, целая Вселенная. Заявлено в
политических целях, чтобы всякие там диктаторы не обращались с
людьми, как с винтиками, чтобы в мире наконец-таки утвердился закон,
про котором человеческая жизнь признавалась драгоценной,
невосполнимой, и что, мол, с потерей каждого человека всё
человечество теряет невосполнимо много... Понятно, чтобы выровнять,
надо перегнуть в другую сторону. Перегнули. Утвердили. Теперь жизнь
каждого труса, подлеца, хуже того, преступника, считается столь
драгоценной, с потерей которой человечество... И так далее». Особенно
эта мораль прижилась в Штатах, где, по утверждению автора, не часто
приговаривают к наказанию, потому что адвокаты умеют доказать, что
человек был «не в себе», а с сумасшедшего какой спрос? А каково само
отношение к преступлению! «Сейчас юриспруденция оторвалась в такие
заоблачные высоты, что по закону преступника надо холить и лелеять,
не дай Бог синяк при задержании, обеспечить ему адвокатов, суд в
полном составе, санаторные условия в тюрьме, а потом центр
реабилитации с курортным режимом!» Точно так же обстоит дело со
всякими извращенцами, наркоманами и т. д. Их также нужно уважать, так
как они тоже люди. Самым страшным ругательством становится
«антисемит», «фашист», «бескомпромиссный человек»; человек должен
стремиться к компромиссам во всем, неважно, какие у него недостатки.
Очень наглядно психология американцев,
по автору, представлена в описании их флота. В США армия и флот -
огромные массы населения, но, если у нас в армию идут от нежелания
получать высшее образование или за неимением другого выбора, то там
это элитный слой населения. Многие американцы мечтают попасть в
армию. Автор, от лица адмирала флота Стоуна, дает подробную
характеристику будней американского флота: «В ходу наркотики... что,
вообще-то приветствуется, как мера сближения, но в глазах
общественности армия Штатов должна выглядеть чистой, крутой, свирепой
и с крепкими моральными устоями, с уклонами в славное прошлое». Не
совсем понятно, зачем государству, которое борется против
террористических актов, и за мир в большом мире, такая большая армия,
тем более что «в Белом Доме то и дело начинают тревожиться, не
вздумают ли военные взять власть в свои руки, снова и снова повышали
им жалование, увеличивали расходы на вооружение, так что в армии и
флоте уже не знали, куда девать эти тонны золота, разве сбрасывать на
голову Саддаму Хусейну».
Что же касается религии - её, как
таковой, у американцев нет. «Американцы все ещё религиозны, но их
религиозность теперь не от осознания высоких истин, а из животного
страха смерти. С сытой жизнью расставаться страшно, вот и цепляются
за церкви, секты, в надежде как-то продолжить своё существование
«потом».
Они с презрением относятся к религиям
других стран, это видно даже по одной строчке, которую произносит
Виолетта: «Толкуют какую-нибудь строчку из своего вшивого Корана» -
здесь автор допускает снижение лексики, которое вполне обосновано: мы
узнаем и мнение Виолетты, и, из нарочного снижения лексики, и мнение
самого автора: судя по всему, он - против такого презрительного
обращения с чужими ценностями. А Виолетта продолжает: « Они ж тут
жили, как... Как не знаю кто! А сейчас здесь везде весело и не нужно
ни о чем думать» Для нее это образ жизни. Особенно поражает; «Не
нужно ни о чем думать». Ведь человек тем и отличается от животных:
более высокими моральными ценностями и умением думать. А если кто-то
хочет забыться, значит, он боится тревог и волнений большого мира -
страх управляет американцами. Страх за свою жизнь, страх, что нужно
что-то делать, решать вечные (значит, философские) проблемы: любви,
верности, дружбы. И происходит сознательное упрощение взглядов самого
течения жизни. Кроме того, автор также настойчиво повторяет, что
приятнее всего «расслабляться и отдыхать», что поневоле начинаешь
сомневаться в этом. Итак, если те взгляды, которые автор излагает с
«русской» позиции, сразу находят отклик в душе читателя, то взгляды
американцев, напротив, вызывают инстинктивное отвращение. Но это
вовсе не значит, что американцы действительно такие, или что автор
действительно критикует их. Мне кажется, что его критика в первую
очередь направлена именно на такой образ жизни, при котором «самое
ценное в мире - это человек, его жизнь, а жизнь его состоит не из
прыгания за облака, а из ежедневного поглощения пищи, хождения на
работу, из отдыха...» Вообще, образ США используется для усиления
ненависти к такой точке зрения, ибо, как сам же автор признается: «Не
любят не только богатых, но и вообще тех, кто чем-то выделяется в
лучшую сторону. Кто-то из нас не любит США за то, что они губят
мировую цивилизацию, таких в России наберется от силы тысячонка. И то
из молодых только те, у которых ещё «сердца для чести живы»... Зато
вот таких, что не любят за их витамины, за здоровье, за богатство, за
высокую зарплату...»
Кроме того, в трилогии появляются новые
взгляды автора на жизнь, отличающиеся от привычных нам, которые не
могут не шокировать кого-то из читателей. Но, по автору, после
развала СССР «мы сильно перегнули палку», когда твердили всем, что
главное - человеческая жизнь. («Впрочем, сами виноваты, когда для
борьбы с гнусным режимом привлекали и такие идеи. Правда, не думали,
что можно истолковать настолько гнусно!»). А теперь, чтобы исправить,
нужно перегнуть в другую сторону.
Таким образом, США в этой серии -
олицетворение зла, всего плохого и неприемлемого.
Общие выводы
Как мне кажется, главными в книге являются образы России и США, образы-антиподы. Для того чтобы это доказать, достаточно было сравнить их по нескольким пунктам:
1.Население
2.Армия как часть населения
3.Интеллигенция
4.Моральные ценности, взгляды на жизнь вообще
5.Условия жизни - среда, которая формирует характер жителей
6.История развития государства
Все эти пункты писатель
затронул в произведении, я считаю, что они также могут выражать
концепцию.
Если последовательно сравнивать обе
страны по этим пунктам, то их различие можно установить по нескольким
цитатам.
Например, один из героев книги -
лейтенант русской армии - говорит: «Когда удавалось купить на жалкое
жалование русского офицера что-нибудь импортное, в таких вот красивых
баночках, то берегли, как зеницу ока, до праздников», а американский
солдат, напротив, замечает, что «снова и снова повышали им жалование,
увеличивали расходы на вооружение, так что в армии и флоте уже не
знали, куда девать эти тонны золота, разве сбрасывать на голову
Саддаму Хусейну», т. е., мы видим резкое противопоставление.
Если русская интеллигенция, по словам
автора, «недалекие люди с невысоким высшим образованием и завышенным
самомнением», то в отношении США слово «интеллигенция» вообще не
употребляется. У меня создалось такое впечатление, что у них нет
такого понятия, а, значит, и нет самой интеллигенции. Нет и описания
творческих людей, живущих в США, зато часто встречается типичный
образ американского бизнесмена, для которого существуют две ценности
в жизни: во-первых, это сама жизнь, во-вторых, это возможность
отдыха, - главное - «жить весело и ни о чем не думать».
Вообще, все американцы, встречающиеся в
повествовании, панически боятся смерти. Ради того, чтобы прожить ещё
немного, они готовы буквально на всё.
Русские же, напротив, относятся к смерти
равнодушно, но не потому, что не боятся её, а из-за тех условий, в
которых живут.
Образ России не совпадает с реальной
действительностью, мне кажется, что автор настроен слишком мрачно, т.
е., он подвергает критике абсолютно все слои населения, начиная с
армии и кончая священнослужителями. Критике подвергается и повальное
увлечение оккультными науками, и поиск смысла жизни. Автор признает:
Население России, в общем-то, более
образованно, чем те же американцы, но это является и недостатком. В
то время как в США люди работают и добиваются успеха, русские больше
склонны к философствованиям, поиск ответов на вечные вопросы: в чем
смысл жизни? - позволяет им оправдывать свое бездействие, лень.
Образ России сильно упрощается;
буквально все положительные герои живут в неблагоприятных условиях;
зато криминальные структуры имеют огромное влияние и средства.
В США же, напротив, на первый взгляд все
жители довольны, счастливы, но среди них идет моральная деградация,
которая, по автору, более страшна, чем физическая.
В произведении часто отождествляются два
понятия: США и Запад, Россия-Восток, несколько раз приводятся строки:
Запад есть Запад, Восток есть Восток
И друг друга они не поймут...,
вполне возможно, выражающие главную мысль всего произведения.
Таким образом, мы видим,
что Россия и США - две страны, находящиеся в положении упадка: одна -
материального, другая - духовного. Но их принципиальное отличие в
том, что в США этого уже не замечают. Культура там теряет свою
ценность. А в России каждый человек стремится улучшить свое
положение; автор одновременно надеется на это, но и боится, что после
возвышения Россия придет в такое же состояние, как и США.
Тем не менее, в трилогии ставится задача
только по улучшению страны - без влияния США, разумеется, а что будет
дальше - время покажет.