Зубастый Пупс

Рецензия.
"Танцующая с Ауте". Анастасия Парфёнова


       Сразу скажу, что это одна из тех книг, которые любителям фантастики необходимо прочитать. Просто потому, что это явление. Явление, трудно в отечественной фантастике с чем-то сопоставимое. И дело даже не в том, что автору удалось выписать на редкость самобытный мир. Не во внушительном количестве свежих идей, это все есть, это хорошо. Это отличительные особенности любого талантливого литературного произведения. Но в данной книге меня поразило не это. Красота. Книги написаны красиво, в процессе прочтения получаешь эстетическое удовольствие от того, как выписаны образы героев, от того, как развиваются, их взаимоотношения, как изящно разрешаются сюжетные коллизии. Автор раскрывается как художник, как ценитель прекрасного. Это чувствуется с первых строк. Я не буду подробно разбирать данное литературное произведение, это все равно, что препарировать цветок, тайну его красоты не раскроешь, а прекрасного в мире убавиться. Я просто попытаюсь поделиться некоторыми впечатлениями.
       Что не понравилось. Затянутое начало, где главные герои идут, идут, идут. Такое впечатление, что автор основательно разогревался.
       Чувствуется влияние Желязны ("Хроники Амбера"), впрочем, не могу однозначно отнести это к минусам, потому что, во-первых, как мы помним творчество - путь заимствований и если плагиата в меру, если он практически не ощущается, воспринимается читателем, как тонкая аллюзия, так ради бога. Во-вторых, согласитесь, что Роджер наш Желязны - не самый плохой пример для подражания, думаю, он был бы не против того, что у него креативно позаимствовали несколько идей, тем более что на выходе получился вполне сравнимый по яркости шедевр. Также мне показалось, что автор несколько увлекается описанием семейных неурядиц главных героев, впрочем, таким образом, она добивается своих целей - раскрывает внутренний мир главной героини, показывая на протяжении трех книг серии эволюцию ее сознания, внутренний мир, переживания весьма сложной натуры. Очень живой, настоящий персонаж получился. Собственно больше мне особо не в чем упрекнуть г-жу Парфенову.
       Теперь о том, что понравилось, прежде всего, в идейном плане. Материал большой, поэтому с Вашего позволения, я остановлюсь на основном.
       На что натыкаешься сразу. В книге показаны взаимоотношения двух рас. Коммуникации различных уровней: от политических до семейно-личностных. Две расы: одна (дараи) - управляет миром через сознание, т.е. соббссно, сознание статично и жестко контролируется, меняется мир под него. Вторая (эль-ин) - сама меняется, чтобы быть более адекватной миру и новым вызовам. Не берусь оценивать что лучше, в данном случае такие категории просто не применимы, но столь интересная разница в восприятиях показана выпукло и очень доходчиво. Свое отношение к этим подходам я выражу в одной средневековой байке про лекаря (глотателя ядов) и его подмастерье, который, будучи вызванный на дуэль на ядах победил своего учителя, дав ему чистой воды. Тот помер, не сумев распознать ни один из известных ему ядов. Бывают случаи, когда сознание не справляется с "перевариванием" мира. Наверно, иногда все же имеет смысл внутренне меняться. Впрочем, истина (как обычно) всегда где-то рядом и одновременно нигде и никогда :). Кстати, между эти двумя эволюционными путями нет какого-то особого противоречия. Они не антагонистичны, на это нам автор прозрачно намекает в конце третьей книги. На примере дарай-князя (мужа главной героини)
       Вообще, как уже говорилось в серии масса весьма оригинальных находок. Скажем, танец вене. Магический танец женщин из клана "Изменяющихся" (народа или правильнее сказать вида эль-ин), позволяющий им постигать глубинную суть любой сущности, на время фактически становясь ею. Особенно полезная способность при столкновении с враждебными силами, с превосходящим противником. Это практически синоним неуязвимости, искусства побеждать. Мало кому доводилось играть с сами собой на равных. Да и как метафора этот образ весьма хорош, ведь что такое танец, как не познание партнера? Во многих танцах, движения - суть зеркальные отражение того, что делает партнер. Имея некоторый опыт, могу засвидельствовать, что достаточно длительная танцевальная практика с одним и тем же партнером (партнершей) позволят лучше чувствовать, лучше понимать его, считывая на "невербалке", через так называемый "язык тела". Автор довольно глубоко проник в сакральную суть танца.
       Или возьмем, например, "вероятностные щиты" - основное оружие дараев. Совершенно великолепный образ, настолько великолепный, что автор побоялась раскрыть нам его полностью или не захотела, оставляя пространство для фантазии читателя и этой самой фантазии там таки есть, где разгуляться. Представьте себе, что любой выпад противника Вы нейтрализуете, уходя в иную реальность или уводя воздействие в другую плоскость бытия, там где оно Вам повредить не в силах. Красиво, правда?
       Также мне даже с эстетической точки зрения понравилось, как автор выстроил отношения народа эль-ин с их божеством. И дело даже не в прямой ментальной связи каждого представителя вида с богиней посредством регулярной аватары - Хранительницы. И не в том, что фактически Эль (богиня, суть эль-ин) есть творчески переродившееся коллективное бессознательное народа, а также его посмертие. Скорее меня поразила этакая интимность, родственность отношений эль-ин со своей богиней.
       Много есть и забавных философских находок. Концепция Ауте (то что не Эль, вернее не эль-ин), т.е. все непознанное, то с чем собственно и танцуют вене. Даже само название серии метафорично, ведь на протяжении всех трех книг главная героиня (Антея) и занимается ничем иным как постоянным постижением нового.
       В сущности, тем, чем и занимается каждый из нас всю жизнь, только вот плотность событий на единицу времени у всех у нас разная.