Зубастый Пупс

Рецензия.
"Барраяр" Буджолд.


       Общее впечатление
       Скажу сразу, кто не читал – читать. Если только Вы не замшелый ролевик – затейнег, не фанатичный любитель брутального фэнтези (где герои мучают друг друга то плохо заточенными железками, то всякими магическими фокусами), в данном цикле, нет, саге, Вы найдете любой из любимых Вами жанров: от женского романа, до научной фантастики. Интриги, комичные ситуации, философские рассуждения (намеки на возможные пути развития человечества) любовные истории, батальные сцены и т.д. Учитывая объем серии там можно найти действительно всё. То, что автор женщина, а главный герой мужчина не должно пугать наиболее мужественную часть потенциальной аудитории, характеры показаны четко, очевидно весьма неплохое знание человеческой психологии, в том числе и основных мужских архетипов. Хотя конечно, женские персонажи выглядят у Буджолд . . . в целом симпатичнее, но этого так сразу и не заметишь, что поделаешь - цеховая солидарность :). Попробую вкратце разобрать отдельные элементы-составляющие успеха серии.
       Фон
       Барраяр - молодая динамично развивающаяся звездная империя, только что вышедшая из периода изоляции. Поколение назад отбившаяся от инопланетных захватчиков (расы конструкторов постчеловеков – генетических инженеров (цетагандийцев)). Атмосфера барраярского общества выписана великолепно, нравы, быт, взаимоотношения. Отлично передан колорит аристократической касты - форов. На самом деле, я так понимаю, что подобное построение общества – есть взгляд автора на то, каким вообще должно быть государственное устройство. Где император – первый среди равных. Долг аристократии - прежде всего, служение государству. В общем, такая довольно симпатичная помесь феодальных и буржуазных черт. Описываемое в романе время, как раз приходится на эпоху слома старой кастовой системы и характеризуется (в том числе) допуском на самые высокие посты простолюдинов, которые правда не всегда показаны четко, а чаще как фон к главным героям.
       Что показалось сомнительным. Рывок общества за какие-то пятьдесят лет, даже меньше, от коней к звездолетам. Я, конечно, не экономист, но такой стремительный прогресс мне кажется маловероятным. Не говорю уже о времени на обучение людей и освоении инопланетных технологий, просто банальной психологический шок перед большой Вселенной и прессинг информационного потока, выросшего на порядки, не позволил бы этим людям подняться на уровень других (описанных в серии) цивилизаций, имеющих за плечами сотни лет технологического и культурного развития. Человеческая психика гибкая штука, но не настолько. Конечно, автор пытается показать проблемы, связанные с интеграцией подобного «дикого» общества в галактическую среду, такие как, например, ксенофобия, расслоение общества на консерваторов и прогрессистов, но этого мало, все равно ощущается некоторая лубочность, непродуманность этой части общей картины нарисованного мира.
       Персонажи
       Главный герой – Майлз Форкосиган. Искалеченный боевым газом еще в утробе матери ребенок высшего сановника Барраяра. Регента, человека, для которого честь дороже жизни, а служении Родине – дороже чести. Подобный типаж не может не вызывать уважение и интерес. Гениальный политик и стратег. Жена его, ни в чем не уступающая и даже где-то наоборот инопланетянка (что в данном обществе уже само по себе подвиг), женщина ужасающе мудрая, весьма. . . широких взглядов. Чей разум по ходу повествования скальпелем препарирует психику, как врагов, так и близких людей. Это кстати косвенным образом говорит о героизме отца Майлза. Первые две книги серии (вернее вторая и третья) как раз им и посвящены. Ничего удивительного, что у столь неординарных и уже весьма зрелых людей, вырос и необычный, даже, уникальный ребенок. Определенным стимулом к его развитию послужило, конечно, уродство, пикантность ситуации добавляет еще и взгляд данного общества на физическую неполноценность. Собственно прошлое поколение уничтожало детей и с меньшими отклонениям, опасаясь мутаций, справедливо опасаясь, кстати. Стоит ли говорить, что, имея с одной стороны таких родителей, с другой постоянные насмешки и зависть, парню пришлось либо на голову всех перерасти в интеллектуальном плане, либо купить пистолет и повеситься. Он выжил. Получился такой маленьких гиперактивный и чертовски напористый сукин сын, вынужденный каждый день доказывать и себе и окружающим, что он лучший. Вполне, кстати, правильный подход к бытию. Куча комплексов, способствующих внутреннему развитию (как ни странно), плюс легкая форма шизофрении делают персонаж весьма привлекательным. За долгие страницы, проведенные с ним вместе трудно в него не влюбиться. Не менее интересна и череда его женщин от трехметрового солдата-мутанта с . . .ээээ, тонкой душевной организацией, до рафинированной потрясающе безбашенной аристократки. Каждая сама по себе образ достойный отдельной книги. Все его окружение люди неординарные, сильные. Одна героиня серии как-то сказала, что главным талантом Майлза является искусство собирать вокруг себя людей ярких, особых. Интересные образы. Неоднозначные, противоречивые, но выписанные очень старательно, глубоко. С любовью.

       Композиция.
       Видно, что писалась вся серия не случайно, не на коленке. Буджолд явно задумывала глобальную вещь, потому что увязки хорошо продуманы, построение ощущается не на уровне литературной единицы (повести, романа), а на уровне всего цикла. Отдельные сюжетные моменты и персонажи, даже второстепенные, бледно проходя в одном романе, вдруг резко всплывают в другом. Так, например, тот же Бел Торн, один из соратников Форкосигана в начале его карьеры (первые книги) весьма вовремя и органично вдруг оказывается с ним в очередной раз по уши в дерьме в последней книге про Майлза. С другой стороны иногда возникает ощущение, что целые куски в серии отсутствуют, что автор задумала их написать, но по каким то причинам не осилила. Даются намеки на некие события, о которых упоминается вскользь и не достаточно, пропущены целые года. Например, плохо прописано дело о захваченном лайнере, да и вообще операции дендарийцев показаны скупо. С другой стороны, всего конечно не опишешь, жизнь любого человека даже такого неординарного, как Майлз Форкосиган в значительной мере состоит из рутины, но кто будет про это читать.
       Сюжет
       Знаете, я вкратце несколькими словами описал бы его, как эволюция одного человека. Перед нами достаточно серьезный промежуток времени от, хе-хе, зачатия главного героя (и даже раньше момента знакомства его родителей), и до момента, когда он сам становится папой, через юношескую неуверенность, адреналиновую зависимость молодости к проницательности и мудрости зрелого человека. От боевика к политику, политику с большой буквы. Действительно, здорово показано изменение личности, характера в динамике событий и проходящих десятилетий. Здорово и ненавязчиво. Конечно, показано и изменение государства, для которого живет главный герой, характерно, что и оно и он развиваются в одном направлении и просто пугающими темпами. Возможно, причиной такого бурного развития империи (развития так бодро поставляющего Майлзу приключения, а автору сценарии) является образ императора. Фактически своеобразного теневого двойника Майлза. Собственно это не удивительно Грегора и Майлза воспитывали одни родители. Удивительно другое, молодой император, являясь по сути второстепенным, хотя и достаточно регулярным персонажем таковым не выглядит. Он стоит за всем, что происходит в империи. И собственно все интриги так или иначе завязаны в том числе на него или на шефа его СБ Иллиана.
       Когда я говорил об общей, хорошо продуманной и увязанной картине повествования, я не сказал, что каждая книга вполне самостоятельна в плане сюжета и в принципе легко читается сама по себе. Получилось такое, довольно типичное, правда, литературное построение: книга в книге. Сюжеты везде интересные, разворачиваются динамично, держат читателя в напряжении, впрочем, Буджолд не перенапрягает, периодически сбавляя темп, давая бедняжке-потребителю отдышаться. Иногда позволяя отгадывать, а что будет дальше. Впрочем, даже угадав, что там за горизонтом следующей страницы читаешь все равно с удовольствием. К несомненным достоинствам можно отнести и многообразие сюжетов. От тонких дипломатических игр до обычного рубилова, правда, поданного достаточно интеллигентно, избегая излишнего натурализма, ну, так помним, кто у нас автор. Но независимо от типа сюжета или, правильнее жанра, будь то любовный роман, или дворцовая интрига, книги читаются легко, потому что интересно, потому что автор знает, как удержать внимание читателя и не дать ему оторваться от повествования.
       Вместо заключения
       В общем, если Вы любите длинные книжки, Вас не смущает некоторая жанровая эклектичность и в потоке развлекательного чтива Вам иногда хочется задуматься об отвлеченном, смело вгрызайтесь в первую книгу (вернее вторую в серии - «Осколки чести»). У Вас есть серьезный шанс, осилить весь цикл до конца.