Зубастый Пупс

Рецензия.
"Жук в муравейнике" А. Н. и Б. Н. Стругацкие


       Недавно перечитывая роман Стругацких 'Жук в муравейнике' я наконец-то смог для себя сформулировать, чем мне нравятся их книги. Ненавязчивостью. В хорошем смысле этого слова. Сейчас поясню. Авторы, формулируя некоторую сложную проблему: философского, этического плана лишь заостряют внимание читателя на ней. Не навязывая точку зрения, зачастую даже явно не высказывая ее. Вот, мол, есть такая сущность, подумай над ней читатель, тебе полезно. И это в самом деле полезно, даже если проблема кажется на первый взгляд отвлеченной. Потому что на второй (взгляд) она таковой уже не кажется.
       Приведу пример. Конец романа. Сикорски убивает Абалкина. Предположительно, прогрессора Странников. Для тех счастливцев, что еще не прочитал роман, поясню. Прогрессоры - это такие специальные ребята, агенты влияния Земли в рамках иных культур, которые помогают местным цивилизациям выбраться из кризиса, а подчас даже не кризиса а просто катастрофы, подобной той, что описана в романе «Обитаемый остров». Действуют, разумеется, из лучших побуждений, а то как же. Так вот, термин придумали земляне и посчитали себя вправе нести культуру в инопланетные массы. Тем это зачастую не нравится, а от некоторых они получили по рогам и вполне заслуженно. Не пришлись ко двору принципы ускорения развития цивилизациям, находящимся в состоянии гомеостаза или просто не столь быстро развивающимся, но тем не менее идущих своим путем, например, как жители Тагора.
       Придумать-то придумали, создали соответствующие структуры, обучили людей, начали работать и даже добиваться каких-то результатов, но руководство этих структур постоянно мучила одна мысль, а что если и с ними, кто-то вот также работает. Облагораживает, так сказать. Логичная мысль, кстати. Причем замечу, им она приходится весьма не по душе. И сия мысль имеет под собой все основания, т.к. в Ойкумене существует еще одна раса, ее условно назвали «Странники», позднее в следующем романе серии один умник назвал их Монокосмом Руководитель КОМКОНА-2 (Комитета по контролю), этой самой структуры до чертиков боится прогрессорской службы «Странников». И в конце концов убивает одного из кандидатов на эту роль. Почему он так решил, читайте. Довольно долго рассказывать.
       И дело в том, что авторы не осуждают явно Рудольфа Сикорски, как и не говорят, что он был прав. Потому что для них остается открытым вопрос, имеет ли право некая цивилизация вмешиваться и перекраивать по своему лекалу жизнь иной культуры, переделывать иной мир в соответствие со своими принципами. Даже если эта цивилизация объективно более развита по ряду ключевых параметров. На сколько этично вмешиваться в чужую жизнь, если она кажется тебе нелепой, даже если ты уверен в положительном результате? На этот вопрос, по мнению авторов, читатель должен ответить сам. Их же отношения к прогрессорам неоднозначно, хотя идея подобной службы им вроде бы и нравится.
       В качестве намека, Стругацкие вводят тему 13 подкидышей - потенциальных прогрессоров иной культуры, которыми Странники наградили землян, не спросив у них нужно ли им это (точно также как и земляне не слишком спрашивали своих подшефных, а нужна ли им помощь). Похоже, что подкидыши всего лишь зеркало того, что делают земляне с другими цивилизациями. Один из них и был застрелен шефом КОМКОН'а. Застрелен только по подозрению в том, что он уже не человек, что сработала программа, заложенная Странниками. Вот тебе и высокоразвитая цивилизация.
       Впрочем, в следующей романе серии «Волны гасят ветер» этот поступок осуждается, там же выводится любопытная теория «эволюции Эволюции». Кстати, тоже есть над чем подумать. Один склочный ученый (А. Бромберг) разбил весь эволюционный путь цивилизации на два этапа.
       "Любой Разум - технологический ли, или руссоистский, или даже геронический - в процессе эволюции первого порядка проходит путь от состояния максимального разъединения (дикость, взаимная озлобленность, убогость эмоций, недоверие) к состоянию максимально возможного при сохранении индивидуальностей объединения (дружелюбие, высокая культура отношений, альтруизм, пренебрежение достижимым). Этот процесс управляется законами биологическими, биосоциальными и специфически социальными. Он хорошо изучен и представляет здесь для нас интерес лишь постольку, поскольку приводит к вопросу: а что дальше?"
       Как раз земная культура и позиционируется как сформировавшийся разум первого типа. Следующая ступень, к которой принадлежат Странники - это коллективный разум:
       «Оставив в стороне романтические трели теории вертикального прогресса, мы обнаруживаем для Разума лишь две реальные, принципиально различающиеся возможности. Либо остановка, самоуспокоение, замыкание на себя, потеря интереса к физическому миру. Либо вступление на путь эволюции второго порядка, на путь эволюции планируемой и управляемой, на путь к Монокосму. Синтез Разумов неизбежен. Он дарует неисчислимое количество новых граней восприятия мира, а это ведет к неимоверному увеличению количества и, главное, качества доступной к поглощению информации, что, в свою очередь, приводит к уменьшению страданий до минимума и к увеличению радости до максимума. Понятие «дом» расширяется до масштабов Вселенной. (Наверное, именно поэтому возникло в обиходе это безответственное и поверхностное понятие - Странники.) Возникает новый метаболизм, и, как следствие его, жизнь и здоровье становятся практически вечными. Возраст индивида становится сравнимым с возрастом космических объектов - при полном отсутствии накопления психической усталости. Индивид Монокосма не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель культуры. По капле воды он способен не только воссоздать образ океана, но и весь мир населяющих его существ, в том числе и разумных. . .»
       Получается разум бессмертный и практически всемогущий, не устающий от поисков жизненных мотиваций, обогащающий сам себя за счет включения в свою структуру новых составляющих. Разум, заинтересованный в подобном включении - расширении. Весьма интересная модель, есть в ней смысл. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что есть и третий традиционный путь разума (кроме стагнации и объединения в коллективный) - это развитие отдельного индивидуума. Превращение его разума в полностью самодостаточную структуру. Путь личного совершенства, но это не так интересно с точки зрения авторов, наверное. По крайней мере, в контексте данной серии. Тот самый «вертикальный прогресс», о котором так неуважительно сказано выше.
       В заключении хочется отменить, что именно такая смысловая многослойность и притягивает к Стругацким читателя. В наше время книжного фаст-фуда их романы - настоящий деликатес-целитель :) для мучающегося мозговым несварением современного читателя. Кто-то скажет: «не хватает динамики» а я скажу: «есть время подумать» и бессмысленный экшн не мешает восприятию и осмыслению довольно таки интересных проблем. Сюжеты, кстати, нельзя назвать неинтересным. Собственно, к чему я это написал? Не для того, чтобы поагитировать «за Советскую власть», а просто для того, чтобы отметить, что есть и такая литература в мутном русле современной фантастики. Да, пожилая, но испытанная временем, которую читают как «отцы», так и «дети». Возможно, разными поколениями она воспринимается по-разному, но по крайней мере, в плане оценки того, что книги эти интересны традиционного конфликта не случиться. Точно.