Зубастый Пупс

Рецензия.
"Трудно быть богом." А. Н. и Б. Н. Стругацкие


       В самом деле трудно. Да нет, не трудно, просто невозможно. Вероятно осознав это наш Б-г когда-то самоустранился от хм . . .прогрессорской деятельности. Слишком много ошибок было допущено на этапе проектирования. Любое вмешательство только усугубляет ситуацию, а если не вмешиваться, то . . . теоретически система разумна и в нее заложены возможности самообучения и развития, возможно когда ни будь у нее вернее у них, у людей получится то, что не получилось у Него. Я тут один диалог приведу (дон Румата только что освободил доктора Будаха), он длинный, но, стоит того, чтобы прочитать или перечитать еще раз. Попрошу обратить внимание на последнюю фразу дона :

       "- Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
       Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
       - Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".
       - И это все? - спросил Румата.
       - Вам кажется, что этого мало?
       Румата покачал головой.
       - Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".
       - Я бы попросил бога оградить слабых, "Вразуми жестоких правителей", сказал бы я.
       - Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их. Будах перестал улыбаться.
       - Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
       - Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
       - Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
       - И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
       Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!
       - Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
       Будах неловко засмеялся.
       - Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
       "Да, это мы тоже намеревались попробовать," - подумал Румата. - "Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках..."
       - Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
       Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
       - Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
       - Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."


       Собственно, здесь высказана точка зрения, вернее отношения авторов к прогрессорской деятельности. Она по сути бессмысленна. Эти чистые, красивые, умные люди ничего не сделают со стадом псевдоразумных, старательно затаптывающих своих лучших представителей. Посему такими наивными выглядят попытки спасти от рук убийц и разошедшейся черни ученых и поэтов, все равно что пожар тушить с помощью стакана воды. Жест красивый, но . . .
       А правда на самом деле в том, что прогрессоры работают не ради этих полулюдей, они хоть и жалеют их, но в тайней презирают и побаиваются. Нет, они ради себя стараются, потому что не могут видеть рядом с собой такое, потому что в тайне боятся, что подобные черты остались и в них, потому что не могу примириться с собственной историей, как две капли воды, похожей на эту клоаку. Не случайно Стругацкие проводят столь прозрачные аналогии между доном Рэбе и Гитлером (кстати, сколько иронии в самом имени Рэбе. Рэбе и рэбе :)). Практически один в один воспроизводят ночь длинных ножей с уничтожением аналога Рэма и штурмовиков. Можно попенять авторам за грубость аналогии, но на самом деле . . . так доходчивее, заодно сразу понятно о ком книжка. Не об Арканаре каком-то, а о нас, людях XX века (я исхожу их того, что все же большинство из нас родом от туда, вернее от тогда :) ).
       А богам . . . богам надо уходить и не мешать арканарцам захлебываться кровью на кресте собственной эволюции. И ведь сами понимают недопустимость лишения целого человечества собственной истории. Наверно правильная это мысль, что взлететь можно только предварительно сильно в грязи вывалявшись и вдоволь настрадавшись от бесчисленных падений. От нее правда невесело ну тем, которые не боги, да и богам тоже, как из приведенного выше диалога видно. Да и какие они боги . . . Люди, испытывающие постоянное чувство собственного бессилия, именно это остро ощущает Антон в присутствии Арато. Он завидует ему, хотя понимает, всю бессмысленность его деятельности проф. революционера. С другой стороны Арато прекрасно понимает бессилие 'богов' и втайне если и не презирает их, то по крайней мере верит в их вредность:
       "- Вам не следовало спускаться с неба, - сказал вдруг Арата. - Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам.
       - Это не так, - мягко сказал Румата. - Во всяком случае, мы никому не вредим.
       - Нет, вы вредите. Вы внушаете беспочвенные надежды...
       - Кому?
       - Мне. Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вел каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие... Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите. Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас."


       Какой к примеру бог, тот же Антон, не защитивший самое дорогое, что у него было? Рита была обречена просто по факту нахождения рядом с ним. Он просто не смог бы ее защитить, так и не поняв, что со стихией бессмысленно воевать, он устоит, а вот те что рядом. . . Как не поняли это и его предшественники, самые молодые и горячие их прогрессоров, геройски, но совершенно напрасно и глупо погибшие за идеалы, до которых этому человечеству расти еще много веков.
       И если честно особенно нет жалости к прогрессорам, к бессмысленной деятельности этих 'богов', потому что в чем-то они 'работают' не лучше фашистских режимов, что правят в Арканаре или Саракше ('Обитаемый остров'), потому как то, что они делают тоже вполне укладывается в понятие насилия. Только более тонкое, изощренное такое насилие. Их цивилизаторская деятельность - навязывание чуждых принципов цивилизациям, которые просто не готовы к их осмыслению, попытка заставить эти миры отказаться от своей истории и заставить пройти проторенным землянами путем.
       Такие попытки обречены. И Стругацкие четко дают это понять из романа в роман перенося единый принцип, один лейтмотив: 'Каждый творит свою историю сам'.
       В заключение, хотелось бы уйти от темы морализаторства и остановиться на художественных достоинствах текста. Роман написан красиво, герои живые, эмоциональный заряд текста колоссален, персонажам вольно или не невольно сопереживаешь. И если Вы далеки от пережевывания идей о переустройстве общества (считая сие занятие бессмысленным, возможно вполне обоснованно считая). От попыток анализа его эволюции, от этических проблем обоснованности чужого вмешательства в жизни мира, страны, общества, человека, то читая это произведение можно просто получить удовольствие от интересного сюжета, ярких образов и красиво, искренне описанных отношений между людьми. Между друзьями, между врагами и, конечно, между мужчиной и женщиной.