Зубастый Пупс

Рецензия.
"Люди как боги" C. Снегов


       Сразу бы хотелось отметить, что это одна из тех книг, которые просто необходимо прочитать каждому, кто интересуется научной фантастикой. Книга - эпохальная, веха в советской фантастической литературе. Более того, прочитать ее стоит несколько раз, в разных возрастах. Получится совершенно разное восприятие прочитанного. И если более молодому читателю скорее всего ближе будут первые два романа с их приключенческим духом, то более серьезный, более философский и возможно где-то более горький третий роман не оставит равнодушным зрелого читателя.
       Все авторские находки серии я разделил бы на три больших раздела.
       Первый - идейный, или иначе технический, второй - этический и третий - композиционный.
       Снегов действительно щедр на выдумку. Перечислю лишь несколько интересных идей. Принцип сверхсветового двигателя (принцип Танева), принцип искривления (изменения метрики) пространства, интересная концепция неизбежной смерти галактики от уплотнения ее ядра, с последующим коллапсом, принцип двумерности времени его нелинейности и гибкости. Возможность существования временных ответвлений, находящихся под углом к субъекту. Обобщение законов действующих как в пространстве, так и во времени. Все это детально и красиво разработано, вполне доступно изложено, даже технически относительно сложные моменты читаются, как детектив. Естественно, что отнюдь не все он придумал сам, но он детально разработал и увязал в одну систему, поэтому это очень интересно, и достойно того, чтобы об этом узнать, даже если бы не было других очевидных достоинств серии. К числу коих я бы обязательно отнес разработку этических постулатов, обязательных для человечества по мнению автора. В романах четко показана эволюция взглядов от резкого антропоцентризма Ромеро в первой части до осознания единства всего разумного сущего, вплоть до общности живой и неживой (но мыслящей!) материи, к которому приходит главный герой (Эли) в конце третьей части. Кто-то скажет, что больно похоже на кодекс строителей коммунизма, автор же утверждает, и с ним трудно не согласиться, что просто иного пути у разума, чем путь доброжелательности и братства, нет. Снегов доказывает это на протяжении всех трех романов. Например, если в первой части таинственные разрушители представляются читателю чуть ли не абсолютным злом (тут можно было бы попенять автору за некоторую избыточную лубочность), действительно как еще можно воспринимать цивилизацию, у которой в качестве морального базиса используется принцип уничтожения любой органической жизни. А их враги галакты - естественными союзниками людей и сверхцивилизацией. То во второй уже все сложнее: мы видим, что галакты не такие уж совершенные существа, гениальные генетики, открывшие возможность вечной жизни. . . для себя, но замкнувшиеся в себе, потерявшие интерес к внешней Вселенной, запертые на своих планетах и остановившиеся в развитии. Напротив, разрушители (демиурги) - несмотря на карикатурность их императивов, наоборот весьма деятельны и трудно сказать, кто из двух рас больший созидатель, как бы не оказалось, что создание переросло своих создателей (разрушители первоначально были сервами - полуживыми механизмами галактов). И не такие уж они, демиурги, оказывается ужасные, несмотря на творимые зверства, образы Орлана или гениального конструктора Эллона (весьма противоречивый и трагический) не могут не вызывать сочувствия.
       Другой момент, мне показалось, что в душе автор все же является сторонником антропоцентризма, который он так последовательно опровергает на протяжении сотен страниц текста. Уж больно симпатичными по сравнению с иными цивилизациями в его романах выглядят люди. Я говорю не о конкретных образах - персонажах великолепно и детально проработанных, а о человечестве в целом. Этически нагруженным сверх мессианством. Действительно, если проанализировать сюжет, то выходит что, где бы не появлялись люди, везде примиряются непримиримые враги, разрешаются неразрешимые противоречия, людям удается договориться и объединить в союз разумных существ не только цивилизации стоящие ниже их по уровню развития, тех же ангелов, но и разобраться с коллизиями, насчитывающими миллионы лет. Так вот походя разобраться. Конфликтами между расами, которые старше человечества на порядки. Я про галактов и разрушителей, а в финале Эли удается договорится и вообще с совершенно невозможным разумом (с нашей точки зрения). С рамирами. С совокупностью мыслящих объектов неживой природы - кучей разумных планет. У которых с людьми вообще не может быть ничего общего, однако и здесь герой находит за что уцепиться, убеждая что не стоит уничтожать экспедицию, доказывая что каждый человек, каждый живой мыслящий организм - это Вселенная, это много больше того куска пространства, которое рамиры пытаются спасти от уничтожения. Он (Эли) очень красиво описывает место живого разума во Вселенной, доказывая, что мыслящая живая материя куда совершенней любого сколько угодно сложно образования материи неживой. И нельзя не посочувствовать его словам, трудно им не поверить, автор очень убедителен. Но, все-таки, как мне кажется Снегов слишком превозносит молодое человечество, он как будто бы забывает, хотя сам периодически повторяет это в тексте, что у тех цивилизации над которыми люди так вознеслись в этическом плане, за спиной долгий путь эволюции, для которых вся жизнь человечества не более чем несколько минут их существования как вида. Приятно, конечно, чувствовать свою исключительность, как представителя вида, но уж больно это попахивает шовинизмом :), таким . . . хм . . . изощренным, поскольку он в несколько слоев обернут декларациями равенства и братства всего разумного, созидающего. Хотя, допускаю, что мне показалось и я зря умножаю лишние сущности. Однако же впечатление о несколько избыточной исключительности человечества у меня по прочтении осталось. Впрочем, это ни в коем случае в моих глазах не портит текст, который, мало того что интересно, глубоко еще и просто красиво с художественной точки зрения написан. Великолепный язык, может быть чуть более эмоциональный, чем ожидаешь от этого жанра. Проработанные образы героев: каждый индивидуальность, каждый интересен. Нет, знаете, фона, как у многих писателей: главный герой и окружение. Все персонажи встречающиеся в повествовании сколько ни будь часто в плане характеров и поступков, в плане мотивации и внутренних противоречий выписаны очень старательно. Аккуратно и с любовью.
       Есть и еще одно интересное ощущение от прочтения уже всей серии в целом. Где-то к концу ловишь себя на понимании органичности стилистики, формы изложения. Поясню. Повествование построено так, что рассказ ведется от первого лица, главного героя, на разных этапах его жизни. Если первая часть - это юность/молодость Эли, вторая - зрелость, то третья - события, которые можно отнести уже к старости героя. И когда читаешь последовательно все три части веришь, что писал их человек возраста, соответствующего времени повествования. Настолько естественным это выглядит, как будто бы Снегов писал все три романа серии с огромным перерывом. В третьей части это ощущение подчеркивается еще и формой изложения. Сначала оно как бы ретроспективно, герой рассказывает о прошедшем в ожидании скорой смерти, а потом, когда смерти не случилось, повествование подхватывается из настоящего, переход этот выполнен мастерски, его едва замечаешь.
       В целом, несмотря на некоторый минорный тон повествования (все-таки много потерь среди симпатичных, таких живых героев придется пережить читателю вместе с главным героем) настроение книги позитивно, она написана с верой в человечество, в его созидающее начало. Люди, у Снегова, - раса находящая компромиссы, объединяющая различные виды живых существ, типы мышления, цементирующий раствор, на котором строится союз всех мыслящих сущностей. Снегов верит в человеческую тягу к познанию и самосовершенствованию и эту свою веру и позитивное настроение он стремится передать читателю. На мой взгляд, у него это хорошо получается.