Зубастый Пупс

Рецензия.
"Полдень XXII век" А. Н. и Б. Н. Стругацкие


       Это первый (в хронологическом плане) роман серии о «Полуденной цивилизации» - мире будущего землян 22 века. Потом Стругацкие много напишут про этот мир и этих людей, целью же данной книги, вероятно, было дать читателю возможность познакомиться с ними. Отсюда и композиция – скроенное из нескольких кусочков повествование, сшитое разве что общими героями и одним периодом, да и то не всегда. Много картин – светлых пятен, объединенных общим позитивным тоном. И, правда, кто бы не согласился жить и работать в таком месте? Мир равных возможностей, мир, где каждому человеку рады и о каждом заботятся, мир, где в каждого вкладывают душу с малолетства и каждый живет для людей, а не себя. Где у каждого человека есть возможность для самореализации, где самым страшным ругательством является слово: «тунеядец». А ведь когда-то должно быть это казалось достижимым, вполне возможным. Эх.
       Рыдал от умиления:
       «Женя выбрал из плавника еще несколько щепок и подбросил в костер.
       - Отец рассказывал мне, что в его время кое-кто пророчил человечеству вырождение в условиях изобилия. Все-де будут делать машины, на хлеб с маслом зарабатывать не надо, и люди займутся тунеядством. Человечество, мол, захлестнут трутни. Но дело-то как раз в том, что работать гораздо интереснее, чем отдыхать. Трутнем быть просто скучно.»

       Эти бы слова, как говорится, да богу в уши. Хотя, наверно, все дело в воспитании, если детей растить в контексте правильных императивов, скорее всего так и будет. Собственно, кто нам мешает, кроме нас самих? Резонный вопрос.
       Среда, она многое определяем, родители, коллектив и воспитатели вполне способны сделать из ребенка настоящего человека. А потом выросшие детки открывают новые цивилизации, исследуют глубины океанов, открывают целые области знаний. В физике, генетике, математике. . . Да, кому-то покажется это наивным, кому-то не понравится идеологическая выдержанность произведения, но, во-первых, время такое было, а во-вторых, нет ничего плохого в идеи коммунизма, кроме некоторой ее утопичности. Да и утопичность-то умозрительная, основанная лишь на нежелании людей меняться.
       Стругацкие понимают это и потому у них в Мировом Совете в основном наставники и врачи, даже не ученые, и уж тем более не профессиональные администраторы, которые хороши на местах, решая конкретные задачи, но вне компетенции которых находятся проблемы этического характера. Не им определять стратегию развития человеческого общества. Стоит ли говорить, что в наставники попадают только лучше представители человечества.
       Но вернемся к тексту.
       В принципе, каждый кусочек повествование можно воспринимать как отдельный рассказ, вполне законченный. Причем, у меня создается такое впечатление, что кое-что я видел разработанным в виде отдельных самостоятельных произведений. Например, в детстве как-то смотрел мультфильм, где явно была показана планета Леонида с ее обитателями, идеальным климатом и совершенной биотехнологией местного разума.
       Позабавила встреча с Петром Петровичом. Авторы явно немного постебались:

       «Я, - говорит, - ваш отдаленный потомок. Мы, потомки, очень иногда любим навестить вас, предков. Поглядеть, как идут дела, и показать вам, какими вы будете. Предков всегда интересует, какими они будут, а потомков - как они стали такими. Правда, я вам прямо скажу - такие экскурсии у нас не поощряются. С вами, предками, нужен глаз да глаз. Можно такого натворить, что вся история встанет вверх ногами. А удержаться от вмешательства в ваши дела иногда очень трудно. Так вмешаться, как я, например, сейчас вмешался, - это еще можно. Или вот один мой друг. Попал в битву под Курском и принялся там отражать танковую атаку. Сам погиб и дров наломал - придумать страшно. Правда, атаку он не один отражал, так что все прошло незаметно. А вот другой мой товарищ - тот все порывался истребить войско Чингиза. Еле удержали. Вот, собственно, и все. А теперь я пойду, обо мне наверняка уже беспокоятся . . .. «И тут я завопил: "Постойте, один вопрос! Значит, вы теперь уже все можете?" Он с этакой снисходительной ласкою поглядел на меня и говорит: "Что вы, Леонид Андреевич! Кое-что мы, конечно, можем, но в общем-то работы еще на миллионы веков хватит. Вот, - говорит, - давеча тушили-тушили одну паршивенькую галактику, да так и отступились. Слабоваты пока.» Хотя вот эти его слова, пожалуй, стоит воспринимать серьезно, простые, но правильные такие слова: А вы, - говорит, - товарищи, на правильном пути. Вы нам нравитесь. Мы, - говорит, - в вас верим. Вы только помните: если вы будете такими, какими собираетесь быть, то и мы станем такими, какие мы есть. И какими вы, следовательно, будете". Махнул он рукой и ушел прямо сквозь стену. Вот какая история.»

       Вроде как анекдот, как байка преподнесено, а задуматься есть над чем. Где он предел человеческих возможностей? Было бы только желание его искать, желание развиваться.
       Кстати, насчет Петра Петровича, есть тут, как мне кажется небольшая нестыковка с тем, что мы потом узнаем о люденах и странниках в цикле «КОМКОН-2». Там Стругацкие совершенно объективно высказались по поводу того, насколько интересны люди, сверхлюдям, я уж не говорю о том, что для разума такого порядка насчитывающего тысячи лет плотной эволюции кидаться останавливать войска Чингиза. . . ну это мягко говоря абсурдно. Тут, на мой взгляд, авторы сильно недодумали, начиная с этической обоснованности подобного поступка и заканчивая просто элементарной целесообразностью. Как-то это не вяжется с образом «тушителей галактик»
       Тем не менее «Полдень XXII век» - одна из самых светлых и позитивных книг Стругацких, особенно это чувствуется после прочтения «Пикника» или «Сталкера». Именно за этот радостный настрой, характерный для лучших произведений советской фантастики читатели и любят книги Стругацких. Безусловно, у них получилось дать полотно, панораму мира, в котором потом они много работали, и который так полюбился читателям.
       Возможно, в идейном плане эта книга и уступает таким работам, как «Волны гасят ветер» или «Град обреченный», но настрой, атмосфера, масштаб передаваемого легко это компенсируют. Тем более, трудно требовать от пролога, какой-то особенной глубины (при таком-то охвате). Задача, которую ставили перед собой авторы, блестяще выполнена, читателям остается только получать удовольствие от прочтения.