Зубастый Пупс

Рецензия.
"Сирены Титана". Курт Воннегут


       Курт наш Воннегут, пожалуй, один из самых удивительных писателей XX века. Редко у кого получается столь изящно облечь серьезный философский контент в яркую, приятную для читателя обёртку художественного произведения и делает он это столь ненавязчиво, что читатель сам волен выбирать, какого Воннегута он читает. Философа или прозаика. Что ему хочется увидеть в тексте: оригинальные идеи, мысли "для серезно подумать" или просто получить удовольствие от повествования, от того, сколь нетривиально разворачивается его полотно и как автор жестко обходится с сюжетом. А кто-то сможет осилить и то и другое и найти для себя что-то третье. Это и есть талант, когда ты написал вроде бы об одном, а поняли тебя все на свой лад :).
       Как и в любом своем романе, Воннегут в "Сиренах" написал много и о разном. С огоньком прошелся по Провидению. Неправда ли, забавно, человек, которого считали на земле рукой Его, камрад Румфорд, сам оказался жертвой, марионеткой существ с далекой звезды, которые даже живыми-то не являлись (все-таки от живых не так обидно). Просто бодро эволюционировавшие машины. Да и те, в свою очередь жертвы бессмысленности бытия, как впрочем и их создатели, которые не найдя оного, попросили своих же созданий убить себя. Машины оказались умнее и решили смысл бытия искать в поиске смысла, правда, весьма своеобразным способом, каким? Прочтете. Это забавно и символично.
       Вообще насчет символизма стоит поговорить отдельно. Одно название чего стоит.
       Почему "сирены" и какую роль они сыграли в жизни главного героя - это понятно, но впечатляет другое - как красиво Воннегут решил участь самих сирен. Как и любой фетиш, как и любая любимая погремуха человечества, участь символов одна: быть утопленными. . . хм . . . буквально в дерьме.
       Кроме Провидения, автор еще раз поработал над одной из своих излюбленных тем. Время. Что оно такое и стоит ли его бояться. Он неоднократно высказывался, ну, например, в "Бойне номер пять" о том, что представление о времени, как о жестко направленном векторе - ложно. Что если что-то, когда-то существовало, то оно существует всегда и если где-то в будущем ты мертв, то здесь и сейчас и час назад и через два года ты жив. Т.е. если ты когда-то и где-то жив, то в этом моменте ты будешь жив вечно (так как сам момент никуда не девается, он остается навсегда, не умирает), а для Вселенной все моменты равноценны, ведь время ее бесконечно, так что какая разница, где тот или иной момент располагается. Если тщательно покатать эту мысль в мозгу, она может показаться интересной, хотя бы плане снятия комплекса боязни смерти.
       Тема смерти и страданий, кстати, поднимается Воннегутом почти в каждом произведении, вот и тут он вдоволь поглумился над главными героями. Бессмысленная на первый взгляд бойня, устроенная Румфордом (истинная ее причина сохраняется в тайне до конца произведения). Сам Румфорд -заложник своей размазанности и комплексов инопланетян. Констант - тот вообще свое "я" теряет в процессе повествования (хотя с другой стороны было бы что терять), как и их общая жена Беатрис, на долю которой также досталась масса испытаний, но как бы не мучил автор своих героев, тон повествования у него обычно таки позитивный (хотя позитив этот и неочевиден зачастую :)):
       " - Ты только меня не спрашивай, почему, старина,- сказал
       Стоуни,- но кто-то там, наверху, хорошо к тебе относится."
       Ведь не спроста под конец жизни главный герой и мать его ребенка таки полюбили друг друга. Вопреки всему: вопреки обстоятельствам, общей истории, хронической неприязни друг к другу.
       И вот знаете, не смотря на нескладную судьбу, я как-то не решаюсь жалеть главных героев. Пожалуй, единственным трагическим героем, по-настоящему трагическим в романе является тральфамадорец Сэло. Мало того, что ему счастливой, в общем-то, машине достался один из самых страшных крестов человечества познать бессмысленность соббсного бытия, так еще и друг, которого он вопреки своей природе смог обрести оказался для него навсегда потерянным. Нелепая и трагическая личность. В каком-то смысле через эту трагедию Сэло стал может быть даже более человечным,. чем сами человеки, которые надо сказать в массе своей довольно неаппетитно изображены.
       Хотя, на мой взгляд - это он довольно и таки несправедливо зло прошелся по сакральному, по основе любой веры - чуду, показав, что дай людям чудо, т.е. всего лишь то, что они не могут объяснить с позиций рацио и всё. Оне твои, обращай их в сколь угодно абсурдную веру (а любая вера с точки зрения разума абсурдна, что вытекает из ее определения ). Старина Румфорд, надо сказать, оторвался в роли пророка. Даже как-то немного неловко за него стало. Впрочем, почему он делал так, а не иначе благодарный читатель как всегда узнает лишь в самом конце. Этим и отличается кроме всего прочего Воннегут. Его очень трудно предсказать. Всё время балансируя на грани абсурда, он рождает своими строками столь причудливые картинки возможного и невозможного бытия в сознании читателя, что тот начинает их находить вполне логичными и естественными, несмотря на первоначальную их бредовость.
       В итоге же, несмотря на все возможные навороты и перепетии сюжета, старательно отвлекающие читателя, автор подводит оного к той мысли, что во Вселенной для мыслечувствующих сусчеств есть только одна безусловная ценность - тепло отношений, то что мы называем: любовью и дружбой, как бы смешны и уязвимы они не были под вечным светом равнодушных звезд. //Автор сих строк сам потоптался на своей печени за патетику//
       И быть может, имеет смысл лететь полтора миллиона лет, чтобы просто найти того, кому приятно будет услышать твое "Привет", безотносительно того, чем он пожмет тебе руку манипулятором, щупальцей или просто мигнет всем телом.