Реальные сказки-1


 

    

     Совсем недавно в архивах нашего города обнаружились рукописи, неизвестного ранее исследователя и собирателя русского фольклора А.И. Неклюдовского. Достойный коллега А.Н. Афанасьева собрал собственную коллекцию сокровищ русского народного устного творчества, но в отличие от него не стал обрабатывать найденный материал и оставил его в первозданном виде. Некоторые его творения мы представляем вашему вниманию. Все его рукописи предваряют примечания, написанные им же.
     А.В. Полуэктов.

Народные великорусские сказания,
     собранные А. Н. Неклюдовским,

а изданные Русским Этнографическим обществом

    

Под общей редакцией А. В. Полуэктова

     Сии занимательные истории собраны мною во время путешествия по Великороссии, кое я совершил с превеликим удовольствием в течение трёх последних лет. Целью моих странствий была попытка выяснить загадку русской души, содержащейся в простонародном обличьи. Поиски эти не привели ни к чему и в то же время натолкнули меня на следующую мысль: велика вероятность того, что та самая загадка кроется в подлинных историях, неведомых широкому кругу читателей. С ними-то я и надеюсь познакомить жителей крупных городов и центров губерний. Заморский же читатель, увы, не увидит в сих сказах ни доли rationale, кроме лишнего повода уличить российского исследователя в некомпетентности.
     Артемид Никандрович Неклюдовской. 1875 г.

     * * * * * * *
     Сей сказ был записан мною прямо в дороге. Я проезжал по неухоженной тропе, что соединяет деревеньки Чешипузово и Дерибрюхово где-то на окраине Конского уезда Орловской губернии. Мне повезло - тот же путь, что и мне, выпал местному кузнецу Савелию; он был весьма любезен, согласившись подвезти меня на своей телеге, шаткой и скрипучей. Кроме того, Савелий развлекал меня дорогою, рассказывая всевозможные небылицы и нелепицы, с которыми знаком был с самого младенчества.

     * * * * * * *

Евлампий и Баба - Яга.

     Было это или не было, то уж никому не ведомо. Но старые люди всегда говорят, что деды их дедов знавали и не такое.
     Сказывали, жил в нашей деревне многие лета тому назад паренёк. Звали его Евлампий, матушка величала Евлампушкой, а соседи всё чаще - Увальнем да Обжорой. Оттого, что лопал Евлампий так, что за ушами трещало. Бывало, сядет с утра щей навернуть, а к вечеру-то и последние лопухи в огороде пообгложет. Матери да соседям помочь времени не хватало. Порой позовут его в поле, а он до того поля только к закату добирается. Но парень был не промах. Как учует, что соседи телушку зарезали али репу напекли, живо бежит и первым у стола очухивается.
     Послала однажды мать Евлампушку в лес по грибы. Три дни парень собирался, три дни отъедался, к неделе в лесу оказался. Ходит Евлампий, ходит, а грибов-то не видать. Наклониться никакой мочи нету - живот жирен наел, вот и мешает. Думает: эка местные девки здешнюю опушку исходили! Все грибы-то поразобрали! Дальше в чаще должно быть их видимо-невидимо. И удумал поглубже в лес зайти.
     Идёт Евлампий, пошатывается, а живот его перекатывается. Долго ль шёл, коротко ли, а грибов ан всё не видать. Уж и нутро передыху да перекусу просит. Начал парень оглядываться, в какой стороне родимая деревня, а кругом только дубы могучие да ёлки колючие. И даже грибом сырым не напитаешься - короб пуст.
     Тут откуда ни возьмись, из сырой земли, из-под сухого листа выскочила перед парнем старушонка. Ростом невелика, но обличьем уж больно неприглядна. Сама сухонькая, а ручищи здоровенные до колен свисают, да так, что она под их тяжестью в три погибели согнулася. Вместо носа шишка еловая, и бровищи нечёсаны. А глазюками зыркает - словно насквозь огнём прожигает.
     Остолбенел Евлампий. Ни слова молвить не в силах. А старухе-то только того и надо было. Хвать она нашего молодца за белы ручки, да и потащила. А дорогою всё приговаривала:
     Покатаюся, поваляюся, Евлампишних косточек пообглодавши! - и косилась недобро на Евлампино пузо.
     Недолог оказался их путь. За чёрною чащей посреди поляны стояла изба - не изба, а ветхая хижина. А держалась она промеж землёю и небом, на двух кривых корягах. Тут-то Евлампий обо всём и догадался.
     Не врут ведь люди, вот ты какая на белом свете есть, Баба - Яга!
     Есть, Евлампушка, да только приглядись хорошенько: белый ли это свет?
     Сказала Яга да как пнёт парня, да так, что тот прямо в дом и влетел. Взобралась и старуха в избу и печь разжигает:
     Этакого жирного увальня мне на всё зимовье хватит.
     А сама тем временем лопату скребёт, чтобы, значит, сажа на зуб не попала.
     Неужели ж ты, бабушка, кушать меня будешь? Может, в хозяйстве чем пригожусь? - взмолился Евлампий. Понял, что дело плохо совсем.
     Да ни на что ты не годен, кроме сытного ужина. Да и хозяйства-то у меня отродясь не бывало. Ну-ка, увалень, полезай-ка лучше на лопату, да поживее, давненько я человечишки не едала.
     Что ж, делать нечего, знать такая судьба. И стал Евлампий на лопату карабкаться. Пыхтит, пот утирает, а Яга злится, его подгоняет. Наконец, уселся парень. Старуха за черенок ухватилась, когтями в него вцепилась, а лопата ни с места. Разозлилась Яга, ухватила лопату со всей своей силою, тут черенок-то и треснул.
     Пуще прежнего разозлилась тогда Яга, достала ухват железный.
     Полезай, - говорит, - задом в ухват, я тебя и без лопаты слопаю.
     Делать нечего, стал Евлампий в ухват залазить, да промеж рогатин не помещается.
     Не ругай меня, бабушка, больно уж ухват у тебя мал.
     А сам от страха трясётся.
     Схватила тогда Баба- Яга паренька своими ручищами поперёк, да и сунула в печь безо всякой утвари. А Евлампий ан в печи и застрял. Тянет старуха его за порты - порвались те порты, а парню хоть бы что. Тянет старуха его за ноги, но крепко держится парень.
     Остаётся тебя только через трубу достать. - И Яга в тот же миг выскочила из избы.
     Но от злобы своей забыла карга, что огонь в печи горит жарким пламенем. Ухнула в трубу, да так сразу и угорела. А Евлампий сидел ни жив, ни мёртв. Чувствует, пламя в очаге всё жарче и жарче. А это старуха обгорелая огню выход преградила. Потеет Евлампий, корячится, но вылезти не может. И когда совсем уж туго стало, закрыл он глаза, попрощался со всеми своими сродственниками и решил: двум смертям не бывать, одной не миновать. Тут-то и разлетелась страшная избушка на сто сороков мелких клочков. Не осталось от неё и мокрого места.
     А Евлампий как ни в чём не бывало, отправился до родной деревни, лопухами прикрывши срамные места - от портков-то и клочка целого не нашлось.
     Такими вот крепкими парнями издавна славится земля Русская.

     * * * * * * *
     Все собранные мною народные сказания интересны в контексте их научного сравнения. Конечно, и сами по себе они представляются занимательными и дающими представление об истинных знаниях и верованиях русского народа. Но более всего вызовет интерес пытливого ума любого филолога похожесть этих историй, кои повторяются в различных интерпретациях в совершенно удалённых друг от друга местностях. Только что мною приведена была история, записанная в Орловской губернии. Сейчас же я попытаюсь воспроизвести сказ, услышанный на Урале. Интересно, что сюжет обоих сказов повторяется порой вплоть до мельчайших деталей, но уральский вариант имеет более уверенную концовку. Я склонен предполагать, что обе истории имеют единый корень, остальное же предоставлю на суд знатоков русской словесности.
    
     * * * * * * *

Поликарпий - сиротинушка и Злая Яга.

     Давнёхонько это было. А когда - о том и старики-то уже не помнят. Однако, эта сказка не сказка, а что ни на есть истинная правда.
     Жил, говорили, в одной деревне, что неподалёку, один сиротинушка. Поликарпием звали. Ещё малой был, когда отца его медведушко задрал, а мать от горя иссохла вся. Добрые соседи и приютили сироту. Кормили Поликарпушку, жалеючи, чаще родных детей. Сласти да пряники получал он с ярмарки всегда поболе остальных. И к зрелым годам отъел себе парень брюхо, да такое, что до самых чресл свисало. Оттого-то и не годен был Поликарпий ко всякой работе. Да его и не утруждали особо, памятуя о недоброй судьбе его. Всё же было у него одно утруждение: с утра до ночи успеть наполнить чрево своё, да так, чтобы ночью оно есть не просило.
     Послали однажды Поликарпа до ближайшего пролеска по грибы. А чтобы не усох сиротинушка в пути, в короб к нему разной съестной снеди уложили.
     Идёт парень по опушке, жуёт то репу, то горбушку, а грибов ан не видать. Один под кочкой, другой под сухим листочком, все грибы попрятались, а Поликарпу и невдомёк, что их искать нужно. Долго ходил наш парень, уж солнце к земле клонится. Всё, что в коробе лежало, уж давно в нутро попало, а грибов всё не видать.
     Ничего не поделаешь, - думает, - надобно домой возвертаться. Оглянулся Поликарпий на тропку, что до родимой деревни ведёт, а тропки-то и нет. Кругом лес стоит стеной, а боле ничего и не видно. Прохватил тут нашего парня озноб: что делать? От страху к ближнему дереву привалился, за живот ухватился. Вдруг откуда ни возьмись, перед ним поляна. На поляне - изба, до того ветхая, глядишь, ветер чуть дунет - она и развалится. Из избы дым валит, на крылечке старуха сидит. И взгляд у ней недобрый, и рожей не вышла. Вся костлявая, скрюченная, а ручищи огроменные силищи неимоверной. Спина горбата, рожа бородата, промеж глаз - шишка, видать, заместо носа. Совсем пригорюнился Поликарпий, а с места сдвинуться не может.
     Здравствуй, свет-Поликарпушка, - обратилась к молодцу старуха. А глаза злые-презлые. - Давненько я такого жирненького поджидала, давненько я такого вкусненького не едала.
     Неужто, бабушка, скушать меня удумала? - отвечает парень, а у самого душа в пятки. - Может, сгожусь на что?
     Сгодишься, увалень, сгодишься. И на обед сытный, и на ужин добрый.
     Эх, бабушка, добрых молодцев только Баба-Яга ест, остальные брезгуют.
     Так я сама Яга и есть! - гаркнула карга, да как сиганёт от крыльца, так прямо у Поликарпия и оказалась.
     Схватила парня за руки и силой не человечьей в избу тащит. Поликарпий упирается, ногами за кочки цепляется, чтобы, значит, тащить его несподручней было. Но с нечистой разве справишься. Добрались до избы. Тут Яга сгребла парня в охапку да поддала сзади пяткой, так он прямо у печи и очутился. А огонь в печи горит жарко, полешки так и потрескивают, искры горстями летят. Понял тут наш молодец, что не избежать ему печальной участи.
     А старуха уже и в дом вскарабкалась и за лопату взялась. И так стало жаль ему, что даже не перекусит он как следует перед смертью, что из синих глаз Поликарпия выкатилась слеза горючая. Заметила грусть-тоску молодецкую и Яга, да как закричит страшным голосом:
     Что печаль наводишь перед закусью? Думаешь, будет солоно, так я и есть тебя не стану?
     Плохо мне, бабушка. Так я покушать люблю, а перед кончиной своей и крошки в рот положить не смогу.
     И в подтверждение раздалось протяжное глухое урчание, будто зверин рык, то нутро Поликарпия отвечало согласием на его слова. И сам молодец почувствовал этакий голод, словно целый год не было у него во рту и маковой росинки.
     И рада бы поспособствовать твоей просьбе, мне-то это только на пользу. Но ни крохи нет, окромя голых костей. Ничего, увалень, не долго осталось тебе животом мучаться. Вот полезай-ка скорее на лопату, тут и твоим мученьям конец, и моему терпению. - И подставляет Яга ту лопату.
     Точно говорят, что голод - не тётка, а во сто крат хуже. Проснулась вдруг в Поликарпушке злость великая, силушка богатырская. Ухватил он старуху за шиворот да ухнул в самое пекло. Зашипела Яга, подрумянилась.
     Что далее приключилось, нам не ведомо. Только вернулся домой Поликарпий через три дни и три ночи, как ни в чём не бывало. Добрые соседи волнуются: где же ты, сиротинушка, этот срок скитался, как же ты этот срок пропитался? А он им и отвечает: мало ль мясца по лесам обитает, - и хитро так глаз щурит, улыбается.

     * * * * * * *
     Следует признать, что в ходе моих изысканий по интересующей меня теме, оговаривавшейся в самом начале данного труда, я имел возможность столкнуться с некими крайне забавными вещами, по первому разумению ни сколь не перекликающимися с основною темою. Однако, с каждым разом я всё более убеждался в нужности сих эпизодов, в конце концов, проливающих свет на ту deep secret1

     1 здесь: глубокая тайна (прим. редактора), занимающую мой разум в течение вот уже нескольких десятков лет, только с совершенно иной стороны. Я говорю, например, об этимологии некоторых изумительнейших топонимов, кои в превеликом множестве пребывают на картах местностей земель русских. Зачастую истории происхождения и объяснения этих топонимов чуть ли не занимательнее самих сказов, что бережно хранятся в тех землях.
     К примеру, занятное местечко, издавна именуемое не иначе как Дубосеково. Деревенька невеликой площади, ничем особым в истории не примечательная. Однако ж, местные жители оли-как да гордятся таковым наименованием, благо легенда о его происхождении передаётся из уст в уста вот уже многие лета. Итак, казалось бы, что самое название сей местности исследователь имеет полное право расчленить на две составляющие его части: дуб и сечь, а предположительное объяснение человека несведущего сводилось бы к единой фразе - сечение дубов (в том смысле, что избиение хворостиною). Однако ж, сие предположение было бы отчасти - полный бред (кто же станет бить древо, окромя блаженного?), а отчасти и верным. Легенда же гласит следующее: некогда сим безымянным местом владел, как своей вотчиной, боярин Собачатин. У Собачатина в управляющих состоял некто, чьего имени народ уже не упомнил, но прозвище обидное закрепилось за ним навеки - Дубина, что говорило о беспробудной скудости ума и соответственном поведении этого субъекта. С местными земледельцами Дубина особо не церемонился: чуть что - проучал палкою и всякими иными постыдными методами при скоплении всего честного народа. Оттого и страдали земледельцы безмерно и по-тихому копили своё народное возмущение. В один год стала в округе пропадать всякая живность: то свинья, то курица. За то Дубина чинил разбор страшный, потому как от этого происшествия размер оброка для боярина Собачатина неминуемым образом уменьшался. В конце концов обнаружилось неким местным догадою, что это сам управитель по ночам, как тать какой, крадёт разное имущество. Тут-то и не выдержал тот самый народ: гром грянул. Всею деревнею отловили Дубину, да в ближайший перелесок отволокли. А там высекли нещадно под хохот и улюлюканье, опосля устроив большое гуляние, словно на Масленицу. Дубину этого боярин выгнал взашей, а за безымянной прежде деревенькой так и закрепилось: Дубиносеково. Пришедший на смену старому землевладетелю хозяин, князь Мымыркин, иначе как Дубосеково сей населённый пункт не именовал, говоря: "Получается, будто секут дубинами, а сие есть кривда и неблагозвучие. Так, пущай уж лучше зовётся Дубосеково, хотя и это не есть правда". В этой-то деревеньке удалось мне занести в анналы литературной истории преинтереснейшую историю, кою и попытаюсь пересказать ниже.

     * * * * * * *

Иван - Козий сын и Быдло Одноглазое

     В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицею. Жили, не тужили, одна беда была - детей у них не было. Уж к кому только не обращались они за помощью, каким богам ни молились - не было им подмоги. Чародей заморский за мази чудодейные половину запасов капусты со всего царства захапал, склянку размером в полмизинца взамен оставил, и всё впустую. Бабки повивальные сколь не обещали от слюны в крынке младенца изготовить, так, словно сквозь землю провалились, однако ж, вместе с корзиной золота.
     Совсем было отчаялись царь с царицею. А то был уже поздний вечер. Легли спать-почевать, а во сне-то им и привиделось: на окраине царства, на самой границе с басурманами, растёт-де трава-мурава вида неприметного; ежели царица её скушает, сможет младенца на свет произвести. Проснулись царь с царицею, велят созвать самых быстроногих да глазастых, чтобы нужную травину отыскать и как можно спешнее во дворец доставить. Метнулись гонцы в нужные концы, и к обеду ту мураву представили. Тут, конечно, без молвы не обошлось; как услыхал народ, что за чудо в его местности произрастает, не поверил, и айда на своей шкуре проверять: а чудо ли это? Али врут? Так и перепробовали всё до последнего. Теперь, говорят, на ентом месте только колючки живучие нарождаются.
     А царица, как увидала ту мураву, так и вцепилась в неё руками и зубами, а трава горькая оказалась - прямо хоть глаз вырви, но чего не сделаешь ради наследника. А подошёл нужный срок - родился во дворце младенец. Назвали его Иваном, потому что положено было в царской семье будущих богатырей и защитников Иванами называть. Но того в столице не ведали, что в тот же день и час появились на свет ещё два Ивана, ликом с первым схожи, один - у Матрёны-целовальницы1

     1 целовальник - содержатель трактира (прим редактора), другой - у козы однорогой, что успела той травки пожевать. Вообще, в тот год много ребятни в царстве народилось, но похожих на Иванов среди них боле не нашлось.
     А Иваны стали расти не по дням, а по часам. Все три молодца на славу удались, что лицом, что сложением, одно слово - богатыри. По причине своей разно всякой похожести сдружились они с малолетства, да так крепко, что не разлей вода. И когда они рядом друг с дружкою оказывались, даже матушки родные и те путались да сомневались: кто ж здесь ейный сынок. Одной только козе всё понятно было, но она о том отчего-то помалкивала.
     Исполнилось Иванам по десятку годков, а с виду - детины детинами, словно бы по две дюжины вёсен встретили. Стали они у царя выспрашивать: не найдётся-де в твоём царствии палицы да такой, чтобы в десять пудов2

     2 пуд - мера веса около 16 кг (прим редактора) да в два обхвата была. Обратился царь к кузнецам: исполните, мол, для моей дитяти и дружек его ту палицу и ещё две. Через седьмицу готово было чудесное оружие, но вот беда: кузнецы тужились-тужились, а поднять и ко двору царёву свою работу представить не могут. Поехали сами Иваны за своею потехою. Прибыли к кузнецам, ухватили каждый по палице да хохочут: куда уж вам до наших потешек! А сами с ладони на ладонь те палицы перекидывают, словно пёрышки гусиные.
     - Что ж, - говорит Иван-царевич, - есть у нас и оружие, и силушка богатырская немеряна, не пора ли, братья, за дела приняться?
     - Точно, - ответствует Иван Целовальников сын, - разгоним-ка нечисть поганую, разбередим удаль молодецкую! Только с чего бы начать?
     - Слышал я, братья, о неком чудище коварном - Быдлом3

     3 этимология сего слова неизвестна, хотя само слово весьма примечательно для дальнейших умственных изысканий. Характерно, что слово это не знакомо больше нигде, кроме деревни Дубосеково, где я записал эту чудную историю (прим. автора). Одноглазым кличут, - говорит Иван Козий сын. - По всему видно, одного глаза ему не хватает. Из-за этого его ущерба страдает русский народ, потому как чудище над ним измывается. И нам будет потеха, и народу спокойствие. Только дорога к этому чудищу мне не ведома, потому надобно, братцы, рано утречком отправляться. Недаром говорят, что утро вечера мудренее, авось и верный путь отыщем.
     На том и порешили. Встали чуть свет, собрали пожитки, со сродственниками попрощалися, коней оседлали и поскакали по широкому тракту, удаче навстречу. Едут день, другой, кого не встречают, спрашивают:
     - Не видали ли вы где поблизости, люди добрые, Быдло Одноглазое? Уж очень повидать его охота и морду его непонятную набить.
     - Нет, - отвечают, - видом не видели, слыхом не слыхивали.
     Едут седмицу, другую. Широкий тракт уже в заросшую тропу превратился, а пути конца не видать. Наконец, приезжают в деревеньку одну, совсем древнюю и зачахлую. Во всей деревне-то три двора, да и те покосились. Стали Иваны кричать зычно, народ призывать. А в ответ - тишина.
     - Что же это, добры молодцы, получается? - говорит Иван-царевич, - Отчего же дальним гостям не ответит никто?
     - Видно, непорядок какой приключился, - отвечает Иван Целовальников сын. - Разве принято гостей привечать молчанием?
     - Пойдёмте-ка, брате, осмотримся, а не Быдло ли здесь озорничало? - говорит Козий сын.
     Схватились ребятушки да за дубинушки, и пошли деревеньку оглядывать. Заходят в первый дом, а там всё вверх дном: печь хулительными словами измазана, стол и лавки на кусочки разобраны, горшки не мыты и вовсе разбиты. Заходят во второй дом, и там вверх дном, потому как пол крышей покрыт, а пол вместо крыши висит. А в последней избе и того хуже. Только слышат молодцы: будто под полом скребётся кто-то. Мигом испорченную утварь в угол покидали, крышку погреба отковыряли; глядь, а там - старичок, сухонький такой, в синичищах весь, только пузо выпирает.
     - Ты чегой-то, дедуся, в погреб забрался? - спрашивают Иваны. - Испугался кого?
     - Ой, ребятушки, испугался, да как! Три года подряд налетает на наше селение чудище страшенное, Быдло Одноглазое. Безобразия чинит, бранится нецензурно, над людями измывается. Оттого пошёл в нашей деревне страшный мор и разорение. Вот я один-одинёшенек остался, всё в погребе схоронялся. И то нехорошо: уж больно по нужде приспичило, да выходить боюсь. Вот так уже третью седьмицу маюсь. Услышал голос чужой, думал, снова окаянное налетело.
     Обрадовались путники: не зря, значит, поход затевали.
     - Не боись, дедуся, мы тебя от того выручим, а заодно и разомнём молодецкие косточки. Не ведомо ли тебе, где это чудище обитает? Мы его живо отыщем и за все его безобразия спросим.
     - Ох, ребятушки, где ж мне знать про его обиталище? Слыхал только, что пред нужной тропой развилка имеется, что тропу на три части делит, а на той развилке камень чудодейный, путь указующий, а который путь - то мне, старому не ведомо.
     - И на том спасибо, мил человек, - отвечали хором Иваны. - Не годится тебе боле в погребе сидеть. Мы теперь постоим за весь честной народ, за тебя - так в первую очередь.
     На том и разошлись каждый в свою сторону: старик до ближайшего куста, молодцы до нужного конца. Долго ли шли, коротко ли, оказались на той развилке, про которую дед толковал. И впрямь не соврал старый: стоит посреди трёх троп расходящихся чудной камень. Ростом с коня, шириной в три обхвата. Весь мелкими буквицами испещрён, всё больше неизвестными на языцех всеразных. По-русски же отыскалось только: "Багатыр Вася тута был, ничаго тута нету" и "На указатель не плевать, вира4

     4 вира - штраф (устар.) (прим. редактора) - две гривны с полтиной". Стоят Иваны, глаза трут, а самого указа - куда ехать - разглядеть не могут. Помог случай. Уселась Ивану Целовальникову сыну муха на нос, да щекочет. Начал Иван ту муху сгонять, а она возьми, да и в ноздрю скорёхонько залезла. Терпел-терпел детинушка, да как чихнёт. И от того чиха вся трава в чистом поле к земле пригнулася, деревья лесные закачалися. Посмотрели другие Иваны на непутёвого, хотели уже бранить его за несдержанность, да не успели. Глядь, а от чиха-то богатырского всякая непотребщина с дорожного камня и отвалилась. Отыскались тогда на том камне и главные слова, могучей рукой высеченные. Вот что было там начертано: "Направо пойдёшь - пропадёшь; налево пойдёшь, - всё одно, - пропадёшь; прямо пойдёшь - тож".
     - Да, братцы, невелик ноне выбор, - сказал тогда Иван-царевич. - Как же нам быть, на котором пути чудище искать?
     - Вот уж ума не приложу, ребятушки, - отвечал Иван Целовальников сын. - Может, следует жребий кинуть: который путь выпадет - туда и пойдём.
     - Нет, молодцы, - возражал Иван Козий сын. - А ежели мы по одному пути пойдём, а Быдло на другом обитается? Если будем по всем путям ходить да искать, так до старости и проходим. Лучше жребий бросим на каждого, кому какой путь выпадет, тот по нему и отправится. Неужто один из нас с окаянным не совладает?
     - И то верно. Так и поступим, - поддержали его товарищи.
     Бросили жребий. Выпала царевичу левая тропа, целовальнику - средняя, а козьему сыну - правая. И пошли они поодиночке искать народу утешение, себе - славу.

     Едет Иван-царевич по своей тропе, а ей конца-края не видать. Вокруг только ёлки зелёные, палки корявые. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ним изба, ни мала, ни велика, а так, чтоб в самый раз. Ухватил Иван свою палицу покрепче, да закричал со всей своей молодецкой удалью:
     - Есть кто живой али мёртвый, отзовись! Силушкой померяемся!
     Глядь, прямо перед ним старичок очутился: тощий, росточком с пенёк и обличьем с ним весьма сходный. Только зубы золотишком поблёскивают.
     - Ты чегой-то, - говорит, - добрый молодец, разгорланился? Чай, в гостях, а не дома. Рассказывай, почто заявился, на голову мою свалился?
     Посмотрел богатырь на старичка, удивился немало:
     - Не ты ли то страшное чудище, что Быдлом Одноглазым величают? Уж больно ты, дед, костляв да мелок. Как же ты такою личиною сумел столько населения напужать?
     - Нет, Иван-царевич, - отвечает старичок, - Быдло - то мой братец меньшой, а меня иначе кличут. Быдлушко с ранней своей младости ничему не училось, от рук отбилось, а с тех пор я о нём и не слыхивал. А почто оно тебе сдалося?
     - Озорует твой братец, на честной народ страх нагоняет. Вот хочу его уму-разуму поучить своею дубинкою.
     Засуетился старичок, ручонки стал заламывать, запричитал, заохал:
     - Эх, Иван-царевич! Не губи моего братушку! Какой - никакой, а он мне родимая кровушка. Загубишь ты его душеньку, а тебе - что с того? Пройди лучше в мою хоромину, оглядись, присмотрись, да и оставайся заместо меня здесь царствовать. Я ведь дед не простой, я есть Царь пней да оврагов. А мне уж давно на покой пора. И в том своя выгода имеется.
     Как сказал старичок, так и подскочил резво к двери своей хоромины, и живо её отворил, а оттуда так и полыхает ярким огнём. Иван ладонями глаза заслонил, а сам вопрошает:
     - Чего же это горит у тебя, старый, в избе ярким полымем, а дыма нету?
     - Так это клады людские, что по обыкновению под пнями да оврагами обретаются. Я не только над пнём царь, но и над тем, что под тем пнём схоронено. Вспомнят ли люди через год-другой, что это ты Быдлу загубил? Нет, молодец, коротка память людская. А останешься у меня, будет тебе богатство, почёт и известность всеобщая.
     Эка, думает Иван, золотища здесь столько, сколько ни у одного царя земного не сыскать. Была - не была. И остался.

     Едет Иван Целовальников сын по тропе, а она вся бурьяном заросла да горькой полынью-травой. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ним изба вида ужасного: крыша на бок завалилась, стены перекошены, окна кривые. Остановил коня Иван, чует - рядом сила враждебная.
     - Эй, - кричит. - Где ты тут обитаешься, чудище препоганое! Выходи, я тебя скоренько победю!
     На сей грозный окрик выкатился из-под ближайшего куста человек-нечеловек, а сущность престранная: ростом богатырю до колена, живот зело велик, так, что и головы-то не видать; с бычьим пузырём схож, ежели тот пузырь надуть хорошенько.
     - Чего, добрый молодец, разоряешься, на грубость мою нарываешься. Чай, не дома, а в гостях. А что касательно чудища препоганого, то это мне весьма оскорбительно.
     - А как же тебя иначе обозвать, ежели ты над людьми измываешься, погромы чинишь. Я тебя, Быдлу окаянную, давненько ищу. Вот уж не думал, что ты, страшилище, просто мелочью пузатой окажешься.
     - Ах, вот отчего ты странный такой! - улыбнулся здешний хозяин. - Обознатушка приключилася. Братушко я Быдле средненький, значит и биться с тобой не должон.
     - Тогда живо показывай, в какой сторонушке это чудище отыскать можно. Уж очень мне невтерпёж с ним за русский народ поквитаться.
     Скуксился пузатый и давай реветь:
     - Ой, Иван, что ж это деется! Родимого братушку на растерзание просят! Что тебе-то за дело, если Быдлушку кончишь?
     - И люди добрые страшиться перестанут, да и мне известность всеобщая. А с известностью, знамо дело, богатствие. А на денежки мечталось мне сызмальства прикупить пива столько бочонков, чтоб пить беспрерывно, а они не убавлялись бы.
     - Вот как судьбина-то сводит. Ты ведь не знаешь кто я таков! - отвечает пузатый. - А я есть Царь пивной и сивушный.
     И с теми словами отворяет дверь в порушенную свою хижину. А там, куда ни глянь, бочонков пивных видимо-невидимо.
     - Оставайся, - говорит хозяин, - заместо меня пивным Царём. Только Быдло не трожь. Я же давно собирался на покой уходить.
     Подумал Иван Целовальников сын, почесал пятернёй в затылке. А что: сытость, спокойствие и уважение людское. И остался.

     Идёт Иван Козий сын по тропе, коня под уздцы за собою ведёт. А кругом - мурава сухая да пни корявые. Самое верное место для нечистой силушки. Вдруг, откуда ни возьмись, пред Иваном поляна, а посреди неё - бревно, а на том бревне восседает чудище-страшилище вида весьма препоганого. Волосья у того чудища лохмотьями висят, тыщу лет не чёсаны; сам долговяз, а руки, словно верёвицы, до земли болтаются; на рожу он и вовсе противен - на положенном месте глазьев нету, зато посреди лба одно око, размером с мышиное. И сидит то страшилище не за бездельем, а за нужной работою: со всею сноровкою ноздрю от сопли очищает.
     Не растерялся богатырь, а схватил свою добрую палицу покрепче и кричит:
     - Это ты что ли есть Быдло Одноглазое? Я тебя, чудище поганое, сразу признал. Выходи на честной бой!
     Тут отвечает ему Быдло голосочком тоненьким:
     - Что же это, люди добрые деется? Ни здрасьте вам, ни хало какое, а сразу и биться? И откуда тебе, гость незваный, негаданный, сдалося, что я то Быдло есть?
     - Экая, понимаешь, загадка! - отвечает Иван. - Приметы сходны, а средь них заглавная: глаз у тебя един, и видом ты мерзок.
     - Хитёр, - говорит Быдло, а сам свежей козявкою в богатыря метит. - Коли и так, почто мне с тобой биться? Я к тебе личных претензиев не имею, поскольку твоейную харю впервые наблюдаю. Али встречались мы когда?
     - Да нет, окаянное, не было у нас ранее встречи, иначе я тебя ещё тогда пришиб бы слегка. А хочу я отомстить за народ тобою поруганный, над коим ты частенько издеваешься.
     Захохотало тут громовым голосом Быдло, вонь смердящую по поляне разгоняя.
     - Народ твой ко всему привычен. А что до ругани, то некоторым даже по вкусу пришлось.
     - Хватит мне зубы заговаривать, ты, чай, не бабка, а страшилище, и мне победить тебя должно. Выходи биться! Да живо!
     - Что же с тобой поделать? Только смотри: я ведь тебя на одно колено посажу, другим - прищёлкну, вот хрусту будет на всю округу!
     И поднялося Быдло Одноглазое с седалища, и протянуло руки загребущие до Ивана-молодца. А руки у окаянного вмиг выросли аж до пяти саженей, будто в сказке. Богатырь и глазом моргнуть не успел, как выхватило Быдло у него дубинушку верную, и остался Козий сын один в поле безоружный воин.
     - И теперь драться желаешь? - завопило чудище. - Уж больно неохота мне сегодня на такие пустячины размениваться. Уставши я за последнюю седьмицу. Иди подобру-поздорову, я тебя завтречка зашибу.
     - Нет, чудище поганое, не на то мне руки матушкой дадены, чтобы я с ними пустыми, без победы, домой вертался! Я в кулачных боях завсегда первый на деревне был. Выходи, биться станем!
     И подходит Иван безо всякой боязни к Быдлу. А оно, ишь, ухмыляется. Одной рукой в шерсти ковыряет на предмет блох, а другой как ухватит Ивана за обе руки, да переплело их промеж собой. У богатыря аж искры из глаз, а терпит, честь богатырскую бережёт.
     - Ну что, хватило тебе, Козий сын! - кричит Быдло. - Может, ты теперь кусаться полезешь, будто девица полонённая? - И смеётся премерзко.
     Эка, думает Иван, кусаться-то оно можно, только уж не к лицу это богатырям. А ногами лупить начну, так, боюсь, прибью слишком быстро, без удовольствия.
     - Эх, - говорит, - Леший с тобой, окаянное. Отдыхай себе сколько можется. Я тебя там, за ёлками покараулю. Только вот завтра страшное ждёт тебя побоище. Я вот сам отосплюсь с дальней дороги и разом тебя одолею. Мне это просто - тьфу.
     С последними словами Иван плюнул в Быдлу, чтобы, значит, доходчивей показалось. И случилось так, что, сам того не желая, угодил Иван прямо в единственный Быдлин глаз. Завопило тут чудище, завизжало гнусным голосом, за око стало хвататься, но оно богатырской слюною замылилось изрядно.
     - Помоги, - кричит чудище, - глаз скорее водицею промыть. Для меня плевок богатырский - верная смерть. Я тебя боле не обижу да ещё и озолочу!
     - Неужто? - засомневался Иван. - А над людями издеваться будешь? Озорничать, словеса непотребные на заборах выписывать? Клянись самою страшною клятвою, а не то не будет тебе житья на этом свете.
     - Клянусь, клянусь!
     Иван исхитрился, из ближайшего ручья набрал полон рот холодной водицы, руки-то были завязаны, и метнул струю в Быдлину рожу. Очухалось страшилище, встряхнулось, обтёрлось. И руки снова к богатырю тянет.
     - Ты чегой-то, клятву забыло, - говорит Иван Козий сын, а сам слюну втихую копит.
     - Нет, спаситель ты мой, я тебе помогу руки освободить. Проси у меня чего хочешь за моё чудесное спасение, буду служить тебе верою и правдою. А теперь прошу за мною проследовать, за наградою.
     Выдало Быдло из всех своих тайников молодцу по три сундука серебра да золота, меч-кладенец, у другого богатыря отобранный, да съестного на дорожку. И пока Иван за поворотом не скрылся, платочком ему вслед помахивало, доброго пути, значит, желало.
     Приехал Иван Козий сын к волшебному камню у трёх дорог, а сподвижников его не видать. Пригляделся, а на камне том новая надпись обнаружилась: "Собрату нашему, Ивану Козьему сыну. Мы, Иваны, отыскали в здешних лесах своё назначение, и будем теперь тута обитаться. А домой не хотим. Шли привет сродственникам, Иваны". И поехал домой Козий сын один-одинёшенек.
     А как приехал, сразу к царю с царицею да к целовальнице: так, мол, и так, нашли ваши ребятушки себе пристанище. Будут теперь по праздникам в гости наезжать. Всплакнули, конечно, но что поделаешь. А Ивану предложили заместо царского сына быть наследником: ведь ликом схож как две капли воды да ещё герой - Быдлу победил. Скоро царь с царицею померли, и Иван остался царствием править. И получалось у него это отменно: сотню лет жил его народ в сытости и спокойствии, потому как иноземные воители напасти чинить страшились; поговаривали, будто царь Иван чудище престрашное на страже держит. Только изредка бывали случаи: то похабная надпись на заборе мелькнёт, то в чаще лесной пара ёлок с корнем выдернута. Но этого и не замечали совсем.