© Андрей Терещенко (lestat@nm.ru)

 

 

ИМЕНЕМ ХРИСТА.

 

 

Если абсолютная власть развращает

абсолютно, как же быть с Господом Богом?

 

 

 

 

Колизей гудел как растревоженный улей. Пятьдесят тысяч патрициев в белых тогах подобно снегу на горных склонах покрывали все три яруса амфитеатра. Они перекликались, узнавая друг друга, орали девизы, и нетерпеливо топали ногами, чтобы ускорить начало представления. Иуда IV – Цезарь-Именем-Христа восседал на мраморном троне в Императорской ложе Колизея и лениво жевал финики. Он без видимого интереса рассматривал заполненные людьми трибуны и подсчитывал в уме доходы, получаемые корпорацией Флавиев от гладиаторских боев. А сегодня прибыль, должно быть, особенно велика, думал Цезарь: билеты на последнее состязание тысячелетия стоили до миллиона сестерциев. Право трансляции по телевидению выкупила Священная Церковь, подарив Флавиям еще несколько миллиардов. На представление в честь юбилея рождества Христова собрался цвет Римской Империи. Все авиабилеты и номера в лучших гостиницах Рима были забронированы еще год назад, когда он, Император Иуда IV, объявил об открытии гладиаторских игр. Именем Христа были открыты игры в его же честь, игры, которые две тысячи лет назад Иисус запретил навсегда. «А если Иисуса подвергнуть анафеме? Объявить отступником, сославшись на имя Христово? Толпа проглотит? Должна проглотить!» - подумал Иуда, затем желчно усмехнулся и протянул руку за очередной порцией фиников. Он скучал. Уже давно изведав все удовольствия мира, Иуда полностью себя растратил, и теперь лишь пустая, выпотрошенная оболочка заменяла некогда жизнерадостного и веселого человека. Он, как вампир, поглощал чувства и эмоции окружающих, доставлял горечь или радость, страдание или ликование, но сам не чувствовал ни того ни другого.  И теперь он сознательно продлевал ожидание других, оттягивал феерическое зрелище, привычно скучая на мраморном троне. Когда топот и крики зрителей на трибунах начали напоминать грозовые раскаты, Император взял в правую руку белый платок, и лениво взмахнул им. Амфитеатр ответил оглушительным ревом «Вива Цезарь!», вырвавшимся из тысяч грудей.

Зазвучало пронзительное многоголосье труб, и волнообразный гул приветствий утих, сменившись гробовой тишиной. Неожиданно на арене появился человек, наряженный Хароном. Опираясь на деревянный посох, он медленно зашагал к центру амфитеатра. С каждым шагом фигура его росла, становилась все больше, меховой плащ свободно развивался в воздухе, достигая краями нижних ярусов, а ступни в кожаных сандалиях оставляли в песке гигантские следы, которые тут же заполнялись песком, который поземкой струился по земле. Тишина в зале сменилась вздохами изумления: Харон остановился в центре Колизея, посох его был похож на ствол столетней секвойи, а сам он возвышался на пятидесятиметровую высоту, почти подпирая остроконечной шапкой полупрозрачный купол театра. Во взгляде Императора Иуды IV впервые за много лет читался живой интерес к происходящему, он сидел на троне, подавшись вперед, и изумленно наблюдал за происходящим.

- Ваше святейшество! – Обратился Иуда IV Римскому Папе, восседавшему на троне из черного дерева подле него. – Может быть, Святой Церкви попросить помощи у Флавиев? Тогда иконы будут плакать, лики чудотворцев оживать, а статуи вещать верующим о царстве божьем, воцарившемся на земле? Было бы забавно! - Император расхохотался и положил руку на плечо Папе. – По крайней мере, мы заставим Флавиев поделиться доходами с нами. Ну и со Святой Церковью, естественно! – Иуда снова засмеялся и подмигнул Святейшему.

- Святая Церковь не забудет заслуг Цезаря! Именем Христа! – Подобострастно ответил Папа Римский и перекрестился, но Император уже был поглощен действом, разворачивающимся на арене. 

- Свободные граждане Империи! – Заговорил Харон, и его низкий бас, обильно сдобренный инфразвуком, заполнил пространство древнего цирка. – Сегодня особенный день. День Рождества Христова. Сегодня последний день уходящего тысячелетия, и именно сегодня должно состояться второе пришествие Сына Божьего на грешную землю. Чтобы вспомнить, как начиналась история нашего мира, мы вернемся на два тысячелетия назад и увидим, как легионы Иисуса штурмовали Рим. – Сказал Харон, сделав ударение на последнем слоге, и ударил посохом о землю. Песок в месте удара разошелся кругами, протяжный гул заполнил арену, и трибуны древнего Колизея мелко задрожали. Харон приблизился к большим воротам, трижды постучал в них гигантским посохом, и исчез, растворился в воздухе, как облако пара в жаркий летний день. Ворота медленно отворились и из зияющей черноты на ярко освещенную арену начали выходить гладиаторы. Гремя металлическими доспехами, они шли отрядами по десять человек, а впереди на белом коне ехал Иисус. Зрители, наконец, очнулись от оцепенения, закричали приветствия, и раздались рукоплескания, перешедшие затем в громоподобный шум. Гладиаторы, сверкая богатыми доспехами, сделали круг по арене и остановились перед императорской ложей. Громкие звуки рога прекратили овации, бойцы простерли вперед правые руки и, подняв взоры к Императору, повторили нестройным хором: «Цезарь-Именем-Христа, идущие на смерть приветствуют тебя!». После этого сто гладиаторов разместились по кругу у края арены. В центре же овальной площадки возникло облако дыма. Когда оно рассеялось, стали видны деревянные постройки древнеримских окраин и преторианцы, стоящие на страже города.  

И началась кровавая битва. Гладиаторы сражались настолько ловко, что создавалось впечатление тщательно отрепетированного спектакля. Вот только кровь, трупы и отрубленные конечности на арене были настоящими. Разделенные на два лагеря гладиаторы бились неистово, с яростью диких зверей крушили друг друга, рубили вчерашних друзей и врагов, ломали мечи о тяжелые доспехи и, поверженные, падали в песок. Разгоряченные битвой, зрители вскочили со своих мест, и дружными криками встречали каждый удачный удар меча, трезубца или копья. Они участвовали в сражении всем сердцем, всей душой, они выли и стенали, рычали и молотили кулаками о каменные скамьи, они упивались смертью, дышали ею, с наслаждением втягивая ее запах раздутыми от возбуждения ноздрями. 

Иуда IV скучал. Он смотрел на гладиатора, играющего роль Иисуса и размышлял о том, что помогло ему две тысячи лет назад победить несокрушимые легионы. «И вспыхнули глаза его неземным светом, и все узрели в нем Бога Единого, побросали оружие, поклонились ему, и благословили на царствование вечное» - вспомнил Император слова из Библии и криво улыбнулся. Если отбросить фиговый листок, на котором описано чудо, совершенное Христом, останется лишь загадка. Иуда не доверял церковным россказням о равенстве и справедливости, он верил лишь в собственную власть и силу оружия. Власть! Какой дивной музыкой звучит это простое и короткое слово. Он всегда мечтал о власти. Она горела  путеводной звездой, манила своим холодным светом, и он шел к ней долгие годы, стремился всем существом, жил только ею, и путь его был залит кровью, отмечен изменами и жестокостями, пытками и вероломством. Власть! Она наскучила ему, раздавила непомерной тяжестью, превратила в живого мертвеца, но он видел мир лишь сквозь ее призму, и само существование казалось без нее невозможным. Иуда IV заерзал на мраморном кресле с электрическим подогревом и положил в рот еще один финик. А чего добился Иисус, думал он. Иисус не хотел власти, и сам отдал ее в руки Иуде – первому Цезарю, творящему Именем Христа. В итоге все вернулось на круги своя: рабы стали рабами, патриции – патрициями, а императоры получили ту полноту власти, которую имели всегда, правя от имени Бога и по его поручению.

Император отвлекся от размышлений и обратил скучающий взгляд на арену. Песок был залит кровью, завален человеческими внутренностями, обрубками рук и ног, обломками оружия и гладиаторских доспехов. Трупы валялись по всей арене, гладиаторы-преторианцы были повержены, а в центре арены сгрудились оставшиеся в живых из армии Христовой.  

- Долго еще? – Устало спросил Иуда у распорядителя игр.

- Цезарь, осталась лишь заключительная схватка, - испуганный распорядитель дрожащими руками теребил локоны парика, - а затем Вы наградите победителя деревянным мечом и освободите его от рабства.

- Давайте скорее, меня уже мутит от этой вони! – Цезарь с бешенством отшвырнул ногой абак с финиками. – Я утомился от вашего дрянного спектакля!

 Распорядитель в страхе скрылся за дверью, и арену вновь заволокли клубы дыма. Трибуны обсуждали увиденное зрелище, и шум их был подобен реву океанского прибоя в сильный шторм. 

 - Свободные граждане Империи! – Голос Харона зазвучал из-за кулис, перекрывая шум трибун. – Сегодня, когда мы празднуем окончание старого и начало нового тысячелетия, Император Иуда IV дарит всем нам величайшее зрелище – битву Иисуса и Тита Луция Вера – полководца преторианцев, оборонявшего Рим две тысячи лет назад.

Под режущие слух звуки горнов, из противоположных ворот на арену вышли два гладиатора: Иисус и Вер. Оба они были в богатых, украшенных чернью и эмалью доспехах, головы их защищали причудливой формы шлемы, мечи и щиты покрывала затейливая золотая вязь. Они пошли навстречу друг другу, и фигуры их начали увеличиваться в размерах. Колизей затаил дыхание, было слышно, как скрипит песок под ногами гладиаторов, как при каждом их шаге скрежещут доспехи, как стучат щиты о металл нарукавников. На шлеме Иисуса красовался плюмаж из белых перьев, а на шлеме Вера – из черных. Когда Гладиаторы дошли до середины арены, их исполинские фигуры возвышались до третьего яруса. Они остановились друг перед другом, повернулись к императорской ложе и, выбросив вперед двадцатиметровые лезвия мечей,  отчеканили: «Цезарь-Именем-Христа, идущие на смерть приветствуют тебя».

- Распорядителя ко мне! – Бледный Иуда разглядывал золотые завитушки на огромных лезвиях мечей, висящих в воздухе у самого его носа, губы его тряслись от страха, лицо потеряло краски и напоминало маску комедианта с пустыми прорезями для глаз.

- Император! – Запыхавшийся распорядитель на коленях стоял у трона.

- Как это устроено? – Иуду преследовал страх, и он скрывал его, выказывая неуемную злость. – Они сейчас трибуны на части порубят!

- Цезарь, это всего лишь голограммы, они не опаснее миражей в пустыне!

- А почему трибуны при каждом их движении ходуном ходят?

- Император, под поверхностью арены установлены мощные сабвуферы, а над третьим ярусом – динамические генераторы звука. – Распорядитель неуверенно улыбнулся. – Создается полный эффект присутствия,  и такого зрелища в Колизее еще не было. Император поджал губы и молча повернулся к арене.

Гладиаторы опустили мечи и приняли боевую стойку. Заиграли трубы, и под оглушительный рев трибун начался бой. Первые пять минут, как и положено, были разведкой сил и способностей противника. Гладиаторы наносили легкие, скользящие удары, применяли не слишком сложные приемы и финты, узнавая друг друга. Зрители начали разочарованно кричать, улюлюкать и даже свистеть. Тогда Иисус провел серию сложных выпадов, и завершил их, оглушив противника ударом острого края щита о разукрашенный шлем. Зрители восторженно взвыли: капли крови, каждая размером с апельсин, полетели на трибуны, впрочем, исчезнув при ближайшем к ним приближении. Преторианец взревел, и, гремя доспехами, пошел в наступление. Каждый шаг исполина отзывался дрожью каменного амфитеатра, поднимаемые огромными ступнями облака песчаной пыли шквалом летели к нижним ярусам, и, достигнув их, бесследно исчезали перед испуганными патрициями. Огромный меч со свистом рассекал воздух над головами зрителей, они инстинктивно пригибались и закрывались руками от сверкающего лезвия. Иисус принимал удары на щит, медленно отступая назад, а когда его тяжелые доспехи нависли над зрителями первого яруса, сделал кувырок вперед и ударил Вера щитом по левой ноге. Пошатнувшись, тот опустился на колено, и попытался обезглавить катящегося по земле соперника. Иисус вскочил на ноги и, выставив перед собой щит, который тут же разлетелся в щепки. Веру не оставалось ничего, кроме как сражаться стоя на коленях и прикрываясь щитом: кость левой нога в районе щиколотки была полностью раздроблена. А Иисус все сыпал и сыпал тяжелые рубящие удары сверху, заставляя содрогаться трибуны при виде меча, надвигающегося на них из-под мерцающего силового купола. Вер отбивался с чудовищной яростью, отводил щитом страшные удары и сыпал ответные с удвоенной быстротой. Но силы его быстро таяли, каждый отраженный удар отзывался мучительной болью в искалеченной ноге и мутил ускользающее сознание. Наконец, Иисус, найдя слабое место в обороне лишенного мобильности соперника, зашел с левого фланга и с грацией танцовщика нанес изящный боковой удар. Сжимая холодеющей рукой меч, обезглавленный Вер качнулся, и с грохотом завалился набок, орошая арену фонтанами крови. «Иисус! Иисус!» - скандировали восторженные трибуны, и зрители выбрасывали правую руку вверх в такт оглушительным крикам. Иуда впервые за много лет испытал чувство упоения от боевой схватки, он с восторгом разглядывал колоссальную фигуру Иисуса-гладиатора, стоящего в центре Колизея с поднятым вверх мечом.

- Цезарь! Пора проводить награждение! – Распорядитель стоял перед Иудой, держа в руках резной деревянный меч в обитой красным бархатом шкатулке. 

Иуда IV в сопровождении охраны шел по узким внутренним коридорам Колизея, и гулкое эхо орущих трибун не давало вымолвить не слова. Через несколько минут они остановились у железной двери с надписью «Студия XX». Император вошел в большое помещение, разделенное на две части толстой стеклянной стеной. Половина его была занята какой-то аппаратурой и множеством людей, сидящих в креслах у светящихся экранов. За стеклом на желтом песке лежало обезглавленное тело Луция Вера, и стоял Иисус, потрясающий высоко поднятым мечом в такт крикам зрителей.

- Цезарь, сейчас Вы войдете в студию, и Колизей увидит Вас на арене, увеличенным в двадцать пять раз. – Распорядитель с гордостью провел рукой по пульту, мигающему разноцветными лампочками. – Гладиатор снимет шлем и станет на колени, а Вы опустите на его правое плечо меч и подарите ему свободу. – Распорядитель вручил Императору меч из черного дерева, на котором золотом было выведено: «Дарующий свободу».

- Заберите у гладиатора меч! – Распорядился охранник Иуды.

Один из операторов что-то сказал в микрофон, и Иисус-гладиатор отбросил меч в сторону. В это время на восточной трибуне Колизея несколько пожилых зрителей скончались от инфаркта: они не выдержали зрелища гигантского меча, который, вращаясь и сверкая окровавленными гранями, летел прямо на них.

Цезарь вошел в студию и остановился перед гладиатором.

- Гладиатор, Империя и Цезарь-Именем-Христа приветствуют тебя! Сними шлем и назови свое имя!

- Иисус. – Промолвил воин и обнажил голову. Длинные темно-русые волосы рассыпались по плечам и печальный взгляд, идущий из глубин синих как небо глаз, остановился на Цезаре. Иуда IV ждал, пока воин преклонит колени, но тот медлил. По привычке, Император хотел накричать гневно, потребовать повиновения, даже рот открыл, но осекся: вокруг воина плавала туманная дымка, а сам он был распят на грубо сколоченном кресте. Холодный пот прошиб Иуду, он тряхнул головой и отогнал страшный морок. 

- Именем Христа, народ Рима и Цезарь даруют тебе свободу! – Хрипло произнес растерянный Цезарь и вручил деревянный меч гладиатору. Тот взял его в руки и, глядя прямо в глаза Иуде, поднял высоко над головой, вызвав очередную вспышку оваций на трибунах. Цезарь-Именем-Христа как заговоренный смотрел в густую лазурь сияющих неземным светом глаз. В них кружили правильные спирали из ярко-золотистых искорок и аспидно-черных точек, а в темных зеркалах зрачков плавало отражение ужаса, сковавшего бледное лицо Императора.

- Не упоминай всуе имя мое! – Мягко сказал Иисус и ударил Иуду наливающимся сталью мечом.

Трибуны Колизея в оцепенении смотрели на отрубленную голову Императора, мячиком катящуюся по арене. Его глаза удивленно таращились на мелькающую круговерть праздничных тог и побелевших от страха лиц. «Они вспоминают грехи свои» - подумал Иуда IV, и свет в его глазах померк навсегда.

 

Январь 2001