Откровенный разговор | Основная страница | Корчма

 

Ярослав Веров

ПОЕДИНОК

     Душная июльская ночь. В темном небе блистают гирлянды созвездий,
     низко повисла над степью рыжая неяркая луна.
     Дом в четыре этажа на окраине шахтерского поселка, сразу за доро-
     гой распростерлась сонная степь. Тусклый обморочный свет луны обозна-
     чил черными пятнами разбросанные по степи громады терриконов.
     В застойном недвижном воздухе квартир душно и жарко. Не спится.
     Мужчины вышли во двор, сели с полуночной стражей в домино играть, пить
     пиво да языки чесать. В уснувшей степи стук костяшек не громче
     комариного писка, и вовсю стрекочут сверчки.
     Разговор, как обычно, идет про отягощение мира: мол, отяготился
     мир, - зимы стали лютые, лета вельми жаркие. Всюду скудность, а там
     у них, в столице демоны хороводят. Да и здесь - нечистая сила житья не
     дает.
     Надежда теперь на корни. Корней-то и не помним. А вот в старину...
     Перед домом вкопаны два вытесаных из сосны идола. Под ними обло-
     женный большими камнями очаг - на рассвете женщины жгут на нем степ-
     ные травы и шепчут древние заклинания. А вечером кладут горкой по-
     ленья, чтобы тлело всю ночь. Никто не знает, как устроить правильно
     жизнь, и возможно ль теперь это сделать. Надежда если и осталась, то
     глубоко запрятана в душах, и не видно ее. Вот по всей дикой степи и
     дальше, в полесье стали обращаться к древним богам, оберегавшим неког-
     да простую, растворенную в природе жизнь предков. Только имена у этих
     богов теперь новые, прежние-то давно позабыты. И такая простота насту-
     пила теперь: надломила природа хребет человечества, повела плечами - и
     люди как горошинки скатились в покойные объятия скудости и необъясни-
     мой тревоги.
     - Что ж, мужики, заступнички-то заступились - из травы-то никто в
     полнощ не показался. Да и ветер на рассвет потянул, по домам что-ли? -
     говорит кто-то из мужиков.
     - Жаба кричала, я слышал, - возражает другой.
     - Когда, мы вроде не слышали жабы? - встревожены остальные.
     - Вы костями стучали, а я отошел. Кричала, говорю. Ждите, соседи,
     гостей - жаба, значит, аж из самой балки сюда с известием прискакала.
     Дела невеселые, но полночь уже миновала, и если кто теперь из
     степи недобрый пожалует, то нестрашный и неопасный. Пускай себе ходит
     - на то ему и ночь.

     Рассвет приближается, ветер клонит травы; тревожно шепчет ковыль,
     плетут травы легенды, сплетают корни земные с человеческими. Слаб стал
     человек - не расплести ему того, что ветер да земля связали, тяжело
     выйти из этого морока, да и не хочется никому. Ближе к земле - теперь
     надежней и верней.
     Из подъезда вышли отец с сыном - мальчиком лет одиннадцати. Они
     будут сторожить рассветный час - разожгут очаг у идолов-оберегов, со-
     берут травы, которыю с первыми лучами солнца женщины сожгут на огне.
     Полночь они не сторожили и компанию сторожам не составляли, хотя в ду-
     хоте все равно было не уснуть.
     Отец долго смотрел на идолов-оберегов, потом провел рукой по
     стволу, нащупывая пальцами неровности выемок, оставленных на дереве
     скобелем, ему чудилось, будто таинственный ток гудит под ладонью,
     ходит-бродит под шершавой древесиной. Чудное дело - кажется, и не он
     это год назад выстругал идолов из последней уцелевшей после великого
     холода сосны, а стояли обереги здесь всегда, сами пришли и стали, а
     потом уж невесть откуда возникли люди и эти дома. Не строят теперь
     таких домов с этажами и подъездами - незачем это. Да и как строить
     такое - никто не знает, а кто и знает, те в городах, у них другие
     дела...
     Он хмыкнул и принялся чистить очаг. Еще надо принести дров из са-
     рая, разжечь огонь. Сын уже пошел за травами, скоро солнце встанет.

     Однако сын вернулся скоро и с пустыми руками.
     - Человек там, батя,- сообщил он, переведя дух,- через степь идет,
     прямо к нам.
     - А каков, не углядел?
     - Обычный, идет быстро.
     - Не зря, значит, наши говорили - жаба кричала. Быстро идет, гово-
     ришь? Нехорошо это.
     - Да вон он, видишь?
     С дороги во двор завернул гость, - невысокий и лысоватый, в ов-
     чинной безрукавке - отец поспешно достал из-за пазухи деревянную па-
     лочку, вырезанную в форме болотного камыша и от очага провел через
     двор черту, кивнул сыну - тот сразу же отошел за идолов. А сам встал в
     дверях подъезда, сложив руки на груди крестом.
     Гость остановился, хмуро, исподлобья глянул на мальчика,
     и пошел вдоль черты к оберегам.
     - А ну, посторонись, парень,- отрывисто бросил он на ходу.
     Топнул ногой прямо в остывшую золу очага и, пройдя между идолов,
     устремился к подъезду.
     Мальчик опустил глаза и увидел в золе отпечаток волчьей лапы. Он
     испуганно глянул - гость уже у подъезда, на ногах обычные ботинки с
     тяжелыми квадратными каблуками. Представилось, что вот в штанах - вол-
     чьи лапы, на лапах - ботинки, а в подошвах - дырки. Он зажмурился, по-
     мотал головой, отгоняя наваждение, кинулся следом.
     - Стой, сынок! - крикнул ему отец. На нем лица не было.
     Гость пригнулся и, оттолкнув отца, скрылся в дверях. Несильно,
     казалось, оттолкнул, но отец отлетел в сторону и распластался на земле.
     - Это оборотень, упырь. Не ходи... - отец медленно поднимался на ко-
     лени, держась обеими руками за ушибленый бок.
     Но мальчик уже вбежал в подъезд, и, одолев дрожь в коленках, мет-
     нулся вверх по лестнице. Упырь стоял в коридоре второго этажа перед
     третьей дверью - перед их дверью, и в руках сжимал короткий железный
     прут.
     Он остановился на нижнем пролете, он задыхался - там, за дверью
     были мама и сестра.
     Упырь с размаху ударил в дверь, туда, где замок. Надежная дубовая
     дверь застонала, но выдержала. Упырь ударил безуспешно еще дважды и,
     собравшись с силою, вонзил прут между петлей и лудкой, потянул -
     дверь, соскочив с петель, приоткрылась.
     Мальчик не заметил, как оказался рядом с упырем и, заградив собою
     проем, трижды перекрестился, обмирая от мысли, что наверное делает не
     так, не надо креститься, никто этого не делает. Упырь опустил свой лом
     и глянул с ухмылкой - мол, давай малец, что дальше делать-то будешь?
     Он разлепил непослушные губы и закричал - сперва хрипло, потом
     срываясь на визг:
     - Уходи! Уходи, не то худо тебе будет, уходи! Я заклятие знаю, худо
     тебе будет!
     Смутно вспомнилось, что этот упырь уже приходил к ним - давно,
     когда вторую сестру еще замуж не отдали, и отец сказал заклятье, и
     упыря не стало - прямо в окно сиганул.
     - Во имя отца и сына, аминь! - закричал он. - Заклинаю тебя, упырь,
     изыди!
     Упырь хмыкнул и снова ударил ломом. Он хотел совсем сорвать
     дверь, все еще цеплявшуюся язычком замка за лудку.
     - Во имя отца и сына! Во имя отца и сына! - все тише кричал мальчик,
     продолжая исступленно креститься.
     "Надо перекрестить упыря," - подумал он и понял, что не знает как
     - слева или справа. Он трижды перекрестил упыря слева направо -
     ничего. Перекрестил справа налево - упырь на миг поворотился,
     ухмыльнулся одобрительно:
     - Гляди - умеешь. Все перестали уметь. Кто научил?
     Мальчик хотел вспомнить, и не вспомнил, кто. Да и заклятие отец
     по-другому говорил. Вспомнилось же, что упырь приходил к ним и еще
     раньше, мальчик был совсем маленький, и самая старшая из сестер, она
     тогда еще тоже была с ними, держала его на руках. А оборотень тогда
     был почти как человек, и отец водил его по дому как гостя, показывал
     ему иконы, а тот вдруг испугался икон и убежал, и всем стало ясно, что
     это упырь.
     Откуда знал мальчик, что тот, давешний гость и этот упырь - одно
     существо? Чувствовал так.
     - Сейчас икону покажу! - крикнул он. - Уходи! Не устоишь перед иконой!
     - Врешь! - ответил упырь глухо.- Не покажешь!
     Мальчик и так знал, что икон в доме давно нет, что отец всех их
     сторговал за сало, когда наступил великий холод, но продолжал стоять
     на своем:
     - Покажу!
     Лицо упыря, лысина, и даже шея побагровели. Раздувая щеки, закри-
     чал грозно:
     - Сейчас ложную икону покажу! На ней змий черный тебя копьем черным
     пронзит!
     Копье, змий... Да это же чудо Георгия о змие. О змие, приходив-
     шем пожирать девушек. Только не змий, а змия пронзает копьем Геор-
     гий-воин.
     - Георгия покажу! - уже совершенно исступленно завопил он. - Сейчас
     Георгия вынесу! Он тебя, змия, копьем сразит, он, а не ты!
     - Врешь, не покажешь! - сказал упырь твердо и потянул за свой край
     двери, чтобы войти.
     В отчаянии, зная, что все пропало, что раз уж упырь пришел в
     третий раз, то ничего не поможет, он сунул руку в дверной проем с
     криком: "С Георгием мне!" - и ощутил в руке деревянную доску. Вознеся
     икону над головой, он зажмурился и вплотную приблизил ее к упырю.
     И увиделось ему, как прекрасный юноша в развевающемся красном
     плаще вылетел на белом коне на берег сплошь заросшего камышом озера и,
     воздев коня на дыбы, с размаху вонзил золотое копье в огненно-черную
     пасть дракона.
     И упырь не устоял. Заскулил по-волчьи, бросился вниз, невнятно
     ворча что-то на незнакомом языке.
     Хлопнула дверь подъезда. Колени у мальчика подогнулись, и он
     сполз спиной по стене. Всхлипнул, по щекам покатились слезы... Из сте-
     пи донесся тоскливый, безнадежный волчий вой.
     Он сидел, плакал и все сжимал в руках доску - простую кухонную
     доску, которую когда-то сделал и украсил резьбой отец.
     Подошел отец, поднял на ноги, прижал к себе, погладил его непо-
     корные, кудрявые волосы:
     - Пойдем, сынок, в дом. Победил ты, не придет он больше. Пойдем,
     Егорушка...

     г. Донецк, Славянский Мир август 1999 г.

     Творческая мастерская "Три Графомана"

 

Откровенный разговор | Основная страница | Корчма