Светлана Зайцева (Евгения Норд)

...

Родилась 38 лет назад в семье советского дипломата. Говорю об этом без снобизма: просто факт биографии. Детство прошло в поездах между Германией и Россией, вернее, между ГДР и Советским Союзом. Сейчас этих стран уже нет... В образовании пошла по пути наименьшего сопротивления: закончила московский иняз. Вышла замуж по большой любви. Родила двоих детей - опять же в Германии. Было время, когда мне и сны на немецком снились... Но последние десять лет живу в Москве, хотя Германия нет-нет да и вспомнится. Стихи пишу с 14-ти лет. Есть публикации в журналах "Юность", "Дарьял", "Смена", "РАБОТНИЦА", "ФАКТОР", альманахах "ТРЕТЬЕ ДЫХАНИЕ", "ОЗАРЕНИЕ", "ВОСКРЕСЕНИЕ", газете "Слово".". В 2004 году издала книжечку своих стихов "Бабочка в храме": маленькую, но удаленькую. Участница Третьего форума молодых писателей России и Пушкинского молодежного фестиваля искусств. Когда-то ездила верхом, сейчас очень люблю фотографировать. В юности мечтала заняться журналистикой, сейчас работаю переводчиком, о чем не жалею. Вот, пожалуй, и всё. Остальное в стихах


Сосна - струна

Сосна – струна, натянутая на
Большой, как небеса, виолончели.
Сосна молчит. Мелодия слышна,
Но выше, в полдыханья, еле-еле.

Нет, не сыскать достойного смычка!
В руках – осколки глиняного слова.
И я молчу с ничтожеством сверчка
Запечного – и нарастает снова

Высокая мелодия сосны
И, чуть помедлив, тает надо мною.
Игра и своеволие струны
Становятся лазурью, тишиною…

И, как смычок - наклонный узкий луч –
От сердца – к небу – по диагонали.
И бьет из-под земли скрипичный ключ,
Звенит родник – и нет земной печали.

Скрипичный ключ – струенье родника.
Мелодия всех титулов превыше.
Летала Бога дерзкая рука
И вензель серебром протяжным вышит.

Что ноты? Щебет зябликов, синиц.
Спустились – и, сверкнув пером, вспорхнули.
Летит по ветру вихрь пустых страниц
В июне золотом или в июле.

Натянута с послушностью струны,
Сосна дрожит, поют смола и хвоя.
И, если мы чего-то лишены,
Всё этим звуком воздано с лихвою.

Пока тебя не спрятали в футляр,
Как инструмент – в старинный алый бархат,
Живи! Не отрекись от этих чар,
Прильни к сосне, как роднику, без страха.

Сомнением себя не обеззвучь.
И тает в небе профиль Бога юный.
И бьет из-под земли скрипичный ключ.
И сосны – как натянутые струны…


Золото и кровь

Из золота в багрец перетекая,
Летит кленовый пятипалый лист...
И в тонких жилках - словно кровь людская:
В ней две реки, два пламени слились.

Прочь, рифма! Прочь, пустое многословье!
Стою, простою мыслью сражена:
За всё мы платим золотом - иль кровью.
Две древних страсти, но душа - одна...

Мир к долгому готовится зимовью,
На две страны незримо разделён:
На тех, кто платит золотом - иль кровью...

И всё роняет листья брат мой - клён.


Царская охота

Рыжей гончей –
За серым волком –
Шкура – пламя,
Ножи – клыки.
Ты – мой ворог.
Вольному – воля.
Мы сольемся,
Как смерть, легки.
Брат, охота – штука простая.
Верь мне, Истину говорю:
«Я – лишь гончая в рыжей стае.
Я служу моему Царю».


Стихи на папирусе

…Наклоняюсь к воде и любуюсь твоим отраженьем.
Бледно-розовый лотос и медленный илистый Нил.
Что-то в мире сместилось. Воды или сердца движенье?
Кто-то в мире нарушил покой, равновесие сил.

Древним солнцем блеснуло – и дрогнул рассудочный вектор,
И с сурового неба широкой рекою – тепло.
Сфинксов мертвые маски каким разгулявшимся ветром
Из летейских широт во владенья мои занесло?

Я по бледному небу плыву в золотой колеснице.
Я – по правую руку от Солнца, прекрасного Ра.
Бровью чуть поведу – и пространство двоится, троится,
И смиряется время – и можно болтать до утра.

Дорогой талисман, золотого жука-скарабея,
Этот темно-зеленый, как небо в грозу, малахит
Сквозь пространство – тебе. Видишь, я ничего не жалею!
Из ладони в ладонь (сохрани!) – пустячок пирамид.

Слушай там, за рекою (секретов особых не выдам)
Тихим шепотом в полночь, всем сердцем закатным, глухим
Дотянусь, прикоснусь: «Распадаются в прах пирамиды.
Остаются стихи – если это и правда стихи…»

На одно лишь мгновенье, покуда земля не сместится,
И поверх всех смертей, всех морей, всех держав и флотов
Сквозь века – напрямик - (пусть смеются бездушные сфинксы!):
«Остается любовь – если это и правда любовь…»

Дай тебе рассказать (тонкой змейкой - холодное время)
Что успею (до первой, багровой, как кровь, полосы):
«Я уйду слишком рано. Чуть дольше останусь лишь с теми,
Кто расслышит, полюбит. И больше чудес не проси…»

Если б знал ты, как тесно под узкой тяжелою крышей,
Как легко заплутать в лабиринтах унылых гробниц!
Вечность мы коротаем. Стихи, как положено, пишем.
Всё едино: пергамент иль белая россыпь страниц.

Мы в луче одного голубого небесного света.
Заигралась с тобой. (Нежной тенью – улыбка Творца).
Может быть, никогда твоего не услышу ответа.
Может быть, никогда твоего не увижу лица…

Девять жизней – в Египте. Легко прожила – не любила.
Безучастное солнце да белый горячий песок.
Дай коснуться губами – неважно, Невы или Нила!

Беспощадного Стикса протяжный, как песня, глоток…


Немецкая школа

Кое-что ты знаешь.
Теперь давай о другом.
Но как равный с равным –
Не девочка-недотрога!

В умной книге прочла:
«По-немецки – только в врагом.
По-французски – с женщиной.
И на латыни – с Богом».

Про немецкий – правда:
Совсем не дамский язык.
Но не мне выбирать:
Биографию делал папа.

По себе стругал
И нежничать не привык:
До сих пор по-русски –
Коряво и косолапо.

Я дружила с рыжей.
Её – за красу волос,
А меня – за пустяк
(Принадлежность к славянской расе)

Мордовали страшно:
Со взрослой злостью, всерьез.
Мы за первой партой
Вместе сидели в классе.

Немцы в «яблочко» лупят,
А русские – в «молоко».
Я дралась, как могла.
Защищала младшего брата.

Разучилась плакать.
Ты думаешь, так легко
Быть в Германии дочкой
Советского дипломата?!

Мать – лишь шмотки да тряпки.
А сказки мне на ночь – он.
И, ответив честно
На детские «вас-ист-дасы»,

Папа жизни учил:
«Улыбайся – первый закон».
Во второй, и в третий, и в сотый раз:
«Улыбайся!»

Худо-бедно умею.
Тому же учу детей -
И ошибки их робкие
С русской тоскою вижу.

Кое-что всё ж усвоила я
С молодых ногтей:
Если бьют – то к брату.
И уважаю рыжих!

Как дуреха,
В чернилах пальцы испачкав свои,
Назубок затвердив
Все неправильные глаголы,

Знаешь, что я любила?
- Ставить точки над i.

И люблю до сих пор.

Немецкая, братец, школа…


Росток

«Пока живо было – молчало.
Умерло – нежно пою»

Надпись мастера Гварнери
на скрипке Паганини

Росток, невесомый и зыбкий,
Мальчишке едва до плеча,
Воскреснет прекрасною скрипкой,
Бессмертной в руках скрипача...

Но всё же не это, не это
Его золотая пора -
А листья зелёного цвета,
Теплее ладони кора.

Резвятся под кроною дети,
И не дозовёшься домой...
Не вспомнит росток о бессмертьи -
Как равный, заплачет со мной.

Погаснут бездонные звёзды,
Что нынче поют в небесах,
Но свитые птицами гнёзда
Сохранны на хрупких ветвях.

Как должно, живут и воскресли
И корни его, и листва.
А музыка, дивная песня –
Вершина Его мастерства.

И, коль недосмотром иль чудом
Бессмертье случится со мной,
Прошу о немногом: пусть буду
Не скрипкой Твоей, не струной,

Но тем безымянным, беспечным,
Что путь пробивает себе
Навстречу бессмертью. Навстречу
Счастливой и страшной судьбе.


Чудотворная икона…

Чудотворная икона
«Прибавление ума».
Мне, дурёхе, нет закона:
До всего дойду сама!

За душой не так уж много,
Только как же я без них:
Без ушибов, без ожогов,
Без ошибок дорогих?

Опыт, зрелость – мимо, мимо.
Я ль не расшибала лба?
И уже неисправимы
Жизнь, любовь, душа, судьба...


Предрассветное

Что нового о городе моём?
Мой город ждёт мимоз, дождей, апреля.
Мой город спит, как тихий водоём.
Молчат дрозды. Вовсю поют метели.

Лес в бирюзу, как Китеж, погружён.
Кричи: "Ау!" - да горя не накликай.
Наст свеж, как простыня, но пахнет он
Ромашками, травою, земляникой.

Во сне частенько всё наоборот.
Из ласковых объятий тихо встану...
В рассветном небе лодочка плывёт
И на снега ложится свет румяный.


Скоро станет тепло без меня

От зимы до зимы я была тебе верной подругой.
Пуст твой волчий капкан: мне знакома твоя западня.
Скоро, братец, весна. Скоро птицы потянутся с юга.
Нам прощаться пора: скоро станет тепло без меня.

Я летела сквозь ночь, я смотрела в окно невидимкой.
Иногда даже вместе над белым склонялись листом.
Что мне острые шпили? Встревоженной, раненой, дикой,
Темной тенью метнусь, прошепчу обескровленным ртом:

«Скоро, братец, весна. Скоро птицы потянутся с юга.
Скоро белым дымком зацветут молодые сады.
Я в январскую стужу была тебе верной подругой.
Ты нас, Господи, свел. Так спасибо тебе за труды!»

Облака, облака. А внизу – все мосты да заливы.
В раннем небе – Москва. Золотые горят купола.
Я Полярной звездою была, но не стала счастливой:
Столько песен пропела и столько ночей не спала!

В небе горны трубят, теплый шепот доносится с юга.
Не клянись, что без ласки моей не продышишь и дня.
Так прощай же, прощай! Я вернусь к тебе с первою вьюгой.
Позабудь этот сон: скоро станет тепло – без меня…


Кит

Я – заплывший в Темзу огромный раненый кит.
Как мешок с мукой, меня грузит Гринпис на баржу.
На меня весь Лондон, разинувши рот, глядит,
Ковыряет в зубах и французскую хвалит спаржу.

На кита – гарпун, а на волка – стальной капкан.
Человек и зверь – не найти неразлучней пары.
Если ранен, нужно не к людям, а в океан.
Я и плыл в океан, только сбили с пути радары.

Я ослеп, оглох. Ухмыляешься, китобой?
Я, как муха в варенье, на сером брезенте замер.
Над моей спиною, как облако, голубой –
Стрекот вертолетов, жужжание кинокамер.

Посмотри на меня и не прячь от стыда глаза.
На земле, на воде, под водой – всюду люди и всё им мало.
Любят кровь и охоту, но рвутся спасать, спасать…
Накормите чаек моим белоснежным салом!

Не грустите, зеваки! На вас не таю обид.
Бьют фонтаны собратьев, как залпы больших орудий.
Навсегда в небеса уплывает счастливый кит.
Мертвый маленький кит, по ошибке попавший к людям…


Второй

За синим лесом, за большой горой
Жил человек по имени Второй.
Жил сукин сын, второй по счету муж.
Стал первым бы, да деревенька - глушь.

Имел гармонь для девичьих сердец.
Второй был не дурак и не мудрец,
А так себе. Обидеть не с руки.
Плёл лапти. Для забавы - городки.

И победил Кащея младший брат.
Но вот вой-на. И вот Второй - солдат.
И на войне не трус и не герой.
Война - работа. Знай окопы рой.

А в деревеньке голод и огонь,
Но баба сберегла его гармонь.

За синим лесом, за большой горой
Погиб солдат по имени Второй.
А где лежит? Полегче что спроси.
Спи, Ваня. Сказок много на Руси.


От первых слез до первой седины

От первых слёз до первой седины -
Мы все нелёгкий этот путь проходим
Тоскуя, сомневаясь, колобродя,
Не зная настоящему цены…

От первых слёз до первой седины,
От крика до нетающего снега…
Уже под горку поползла телега.
Друзьям, врагам и Богу не нужны.

От первых слёз до первой седины.
Нам зеркала давненько врать устали.
Кружатся, словно вороны, печали –
И осень… Доживём ли до весны?

Я седины, ей Богу, не боюсь.
Она дороже серебра и злата.
Пусть на заплате держится заплата.
Быть в тридцать семь поэтом – это плюс.

Мне наплевать на городской сумбур.
Курю в рукав, в холодный выйдя тамбур.
Казённые на личных письмах штампы.
Да, тридцать восемь – время авантюр!

Что дальше? Гимнастёрка да шинель.
И снова в путь, коль высохли портянки.
А из чудес мне б – скатерть-самобранку…
И где он, мой сороковой апрель?

А в чистом поле или у стены
Я с рельс сойду – почти неважно, братцы!
Воскресну, если очень постараться,
От первых слёз до первой седины…


По гамбургскому счету

Арена цирка – трудная работа.
Прожектора. Попробуй-ка, сломи!
Но есть борьба по гамбургскому счету:
Бой равных за закрытыми дверьми.

Глаза в глаза. Без лишних. Без оглядки
На вой зевак и мишуру афиш.
И кто кого положит на лопатки,
Знать будут двое. Не проскочит мышь.

А в цирке – те же бритые затылки.
Орет оркестр. Разинутые рты.
И сплевываешь желтые опилки,
Но знаешь твердо: «Победитель – ты»

Пусть зрители смеются до икоты!
Пусть клоуны дудят в свою дуду!
Но есть борьба по гамбургскому счету.
Нечасто, но бывает. Раз в году.


Доплыть до маяка

Вот встреча: страховой агент и шулер.
Плохие времена у игрока.
Но вы хоть раз в моей побудьте шкуре!
Работа будет, будет все в ажуре.
Условие: доплыть до маяка.

Да, я игрок. Теряет все значенье.
Коль утону, морскую жрать траву
Все ж лучше, чем бисквитное печенье.
Вы знаете, там сильное теченье.
Вы думаете, что не доплыву.

Пусть клерк в конторе до седьмого пота.
Пора ударить, мистер, по рукам.
Вы дали мне хорошую работу.
Пусть надо мной пожмет плечами кто-то,
Но я хочу доплыть до маяка.


Последним из любви уходит запах

Последним из любви уходит запах...
Он – тайный хищник средь иных потерь.
Коль он ушел на невесомых лапах –
В любовь надолго затворилась дверь.

Мы честно делим жесткую подушку
И отбываем каторжные сны...
Но запах – прежний запах – кружит, кружит
Вдоль крепостной разрушенной стены

Застывших тел. Он властвует всецело,
Соленым бризом проникает в нас...
И если я обнять тебя посмела – Его монаршья воля и указ.

Не отстраняйся! Только попрощаться!
Я оттолкнусь от берега легко –
И растворюсь в рассветном, первом счастье,
Где кожа пахнет теплым молоком...


Камешек

«Ты меня еще помнишь?» –
Из этого зернышка
Можно вырастить сад.

«Ты в меня еще веришь?» –
Из этой соломинки
Можно выстругать флот.

«Ты меня еще любишь?» –
Из этого камешка
Можно выстроить дом.

Будем жить вчетвером.

- Ты меня еще любишь?