Re: Три тезиса о поляках и новгородских словенах (ответ Владимиру)


Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member

[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]

Отправлено : Большая цитата из книги В.Л.Янина Я послал тебе бересту ... о западных (польских) корнях псковских и новгородских первонасельников., 16 Апреля 1999 в 21:11:10

В ответ на : Три тезиса о поляках и новгородских словенах (ответ Владимиру) отправленным Кузнецов Юрий, 16 Апреля 1999 в 18:14:03

Доброго Здоровья Всем интересующимся!

Сначала решил сам процитировать, а тут и Юрий предлагает.
Наверное всем будет интересно, ведь книга вышла малым тиражем всег 2000 экз.

Итак цитирую из книги В.Л.Янин "Я послал тебе бересту ..." стр. 453-454

"Накопление в дренейших берестяных письмах многочисленных
противоречий с хрестоматийной схемой развития языка позволило А. А. Зализняку провести общий анализ всего корпуса открытых в Новгороде и в других русских городах берестяных документов. Результаты заставили отказаться от привычных представлений. Выяснилось, что именно в древнейший период - в XI-XII веках - в наиболее отчётливом виде существовал особый древненовгородский диалект, который более чем двадцатью признаками, который более чем двадцатью признаками отличался от диалекта южной группы восточного славянства, вернее от того языка, который считался единым общерусским в этот ранний период. Заметная часть этих признаков находит аналоги в языках западных и южных славян (от Польши до Югославии). Однако наиболее значительный признак древненовгородского диалекта оказался таким, аналогии которому в славянских языках — и живущих, и известных только по средневековым текстам — отсутствуют.

Речь идёт об отсутствии в нем признаков второй палатализации задненебных, о чём подробно рассказывается в «Послесловии лингвиста». Все славянские языки пережили процесс второй палатализации, и только древненовгородского диалекта (в область которого входит и Псковщина) он не коснулся. Это значит, что в своём движении на земли русского Северо-запада группа славян (носителей этого диалекта) оказалась в условиях изоляции от остальных славян. Славяне, жившие в среднем Поднепровье, такой процесс пережили и, следовательно, не от них идёт указанная особенность. Найти в Европе место временной остановки прановгородской группы славян задача будущих археологических поисков. Но уже упомянутые аналогии указывают, что искать это место следует в областях современной Польши, откуда на русский Северо-запад продвинулась через земли балтов группа славян, получивших имя «кривичей».

Следует заметить, что древний летописец, создавший в начале XII века "Повесть временных лет», кое-что знал о продвижении славян на территорию Восточной Европы из Польши. Рассказывая о радимичах и вятичах, он пересказал легенду: "Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи». Жаль, что в рассказе о расселении славянских племен тот же летописец никак не упомянул кривичей .

Западные корни псковских и новгородских первонасельников подтверждаются данными курганной археологии и антропологии; они ощущаются при сравнении наименований новгородских и польских деревень, новгородских и польских личных имен, восходящих к дохристианскому периоду. Изучение такого важного сюжета, как история весовых единиц и денежных систем, также показывает наличие в древней Руси двух областей с различающимися приёмами взвешивания и счёта денег, что свидетельствует о существовании двух регионов с разной экономической и внешнеторговой направленностью. Показательно, что южная денежно-весовая система ориентирована на византийскую литру, а северная - на западноевропейскую марку.

Иными словами, мы получили право утверждать, что npоцесс образования Древнерусского государства был более сложным, нежели принято думать. Оно возникло путём объединения и взаимного обогащения двух различающихся славянских традиций. Налнчие двух различающихся традиций в конечном счёте способствовало и созданию на Руси двух форм средневековой государственности: в южной Руси возникли княжения, которым свойственна автократическая форма власти, режим монархии; в Новгороде и Пскове получил развитие вечевой строй, в системе которого князь занимал подчинённое положение по отношению к власти бояр, то есть poдо-племенной аристократии."

Большего я наверное добавить не смогу.

Всего наилучшего, Владимир.




Ответы и Комментарии:


[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]