ТРИГЛАВЫ СУДЬБЫ - НОРНЫ, МОЙРЫ, ПАРКИ, ПРЯХИ


Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member

[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]

Отправлено : Дмитрий Гаврилов, 11 Июня 1999 в 19:36:12

В ответ на : Re: Еще раз для непонятливого отправленным Andrey, 11 Июня 1999 в 19:13:51

Andrey! Удовлетворяю Ваше закономерное любопытство:
Это маленький кусок из моей статьи "Триглавы в традиционализме или некоторые аспекты троичности мира" касательно яги:

Триглавы Судьбы и Времени.
Древние германцы подходили ко Времени, как постоянно повторяющимся фактам- Кругу [15]. Известно происхождение русского слова "Время" от санскритского "Веремя", "Вертмя" (т.е. вращение), а у славян есть Коло-коловорот-хоровод...., что созвучно с Хроносом. Наконец, общей для традиционной культуры индоевропейцев была идея реинкарнации, повторяющегося с новым качеством возрождения. Все это указывает на равноправие трех составляющих естественных Триглавов Времени и их триединство: Рождение-Жизнь-Смерть (естественный цикл), Смерть - Память- Возрождение (обратный цикл, реинкарнация).
Естественный цикл наблюдался на протяжении жизни человека - Молодость-Зрелость-Старость (сын-отец-дед, дочь-мать-баба), с точки зрения зрелого человека он оставил свои младые годы в прошлом, а старость ждала его в будущем, таким образом всякий расцвет сил в настоящем был обречен на угасание в грядущем. Однако, древние не смотрели на жизнь столь мрачно, поскольку постоянная смена и повторяемость времени суток и времени года говорила о таком же возобновлении человеческой жизни, как и всего в природе. Вертятся на круге Коло и малые триглавы месяцев.
Любопытно и ценно для нас свидетельство Гая Юлия Цезаря (102-44 гг. до н.э.), который, к счастью, умел не только хорошо воевать, но и описывать виденное им [16]:
"VI.14. ... Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того они много говорят свои молодым ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов.
VI.18. Галлы все считают себя потомками Дита и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения. начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день..."
Дит - это подземный пастырь из римской мифологии, соответствующий кельтскому Цернунну и славянскому Велесу.
Итак, любое "вчера" становилось "сегодня" и устремлялось в "завтра", но завтрашний день вдруг оказывался уже вчерашним, и цикл повторялся. За Утренником скакал Полуденник, а за ним Вечерник -из сказки в изложении Афанасьева "Баба-Яга и Василиса Прекрасная",- затем снова выезжал Утренник... И за порядком этим следила Великая Мать - славянская богиня Яга, которой служили три всадника. В этой связи стоит упомянуть и трех волков Егория Храброго, тождественного Яриле, а значит, связанному с Велесом и Ягой.

Норны. Мойры. Парки.
Три корня у Мирового Ясеня, который есть не что иное, как дерево путей, дерево эддической логики и истории. Имя ему - Иггдрасиль, "вечно он зелен, над источником Урд" (Под двумя другими корнями соответственно источники Мимира и Хвергельмир).

(20 , "Прорицание вельвы", [10])
там же явились
три девы провидицы,
там поселились
под древом они:
первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья - Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
узел нарекали...

Перевод В.Тихомирова в данном случае нам показался значительно более магичным и близким к контексту, чем другие. Это особенно заметно по упоминанию магических "узлов норн". О том, как они «работают» в магии подробно рассказал А.Платов [17].
Ральф Блум в своей "Книге Рун" описал единение трех норн, руной WEIRD: в Старшем футарке, известном с эддических времен, 24 руны, хотя не исключено, что могла быть и 25-я руна, объединяющая именно три группы по восемь знаков - Фрейи, Хагала и Тюра. Эта руна не имеет, собственно, номера и символа. Символ ее - пустота. "Свое название берет она от нордического "WEIRD", являющегося общим именем трех сестер судьбы, всезнания и покровительниц искусства предсказания: Урдр, Скульд, Верданди, или было, будет и есть. Проявляясь, как непознаваемое или все во всем, WEIRD представляет довольно сложную концепцию пустоты, того, что находится "по ту сторону логики"... WEIRD показывает условность всех знаков, а также временность связанных с ними понятий... Если выпала эта руна - в вашей жизни происходит непознаваемый процесс изменения, которому можно только довериться." [18]
Имена трех сестер трактуют таким образом: Урд(р) - судьба, в смысле "история жизни", или "прошедшее, установленное"; Скульд - "долг", то, что, возможно, предстоит, но случится совсем не обязательно, если ты не сделаешь, что должен сделать; Верданди - "настоящее", "то, что есть", "присутствующее". С тремя сестрами, плетущими узлы, мы встречаемся и у кельтов.
Тут к месту будет вспомнить о древнегреческих аналогах норн - это мойры (римские парки). У древних греков с будущим гораздо более тягостная картина, чем у древних германцев. Есть три сестры: Дающая-Прядущая-Неотвратимая (Лахесис-Клото-Антропос). Cогласно Платону их триединство - это Неизбежность (Ананке). Лахесис вынимает, не глядя жребий, и тем определяет судьбу, которую прядет Клото, а Антропос заносит судьбу в свиток, и изменить написанного ею не сумеет даже Зевс. Узлы норн (узелковая письменность - одна из древнейших) - это отметины на нити судьбы. В этой связи интересны устойчивые выражения из современного русского языка - "ему(ей) на роду писано". Уж не Родом ли? Или вот еще - "связать две судьбы", "так судьбой предписано"!
Пряхи: Макошь, Доля и Недоля. Усуд-Род и "рожаницы"
По счастью сохранились следы прях и в русском фольклоре, а прежде всего в заговорах. О божественном происхождении трех сестриц из славянского эпоса говорит тот факт, что в позднейшем православном переложении этого образа, одна из дев - Ма-ТЕРЬ Божья, т.е. сама по себе троична. Вероятно, в языческую пору она называлась бы - Макошь. В ряде заговоров "от руды или крови (от поруба, пореза, кровавой раны)" [19] (№№139-149) упомянута только одна девица-пряха, причем в шести случаях из одиннадцати она отождествлена с Пресвятой Богородицей. Например:
"144. На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень. На сем камне изба таволоженная, стоит стол престольный. На сем столе сидит девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица. Шьет она, вышивает золотой ниткой, ниткой шелковою. Нитка, оборвись, кровь, запекись, чтоб крови не хаживати, а тебе телу не баливати. Сему делу аминь, аминь, аминь."
"149. Ворожея прикасается рукой к месту, из которого течет кровь, и говорит: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь. На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх корнями; на той на березе Мать Пресвятая Богородица шелковые нитки мотает, кровавые раны зашивает; нитка оторвалась, руда унялась. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь..." Потом ворожея дует на рану трижды и прикладывает меди, чтобы рана не опухла."
Однако в других заговорах "от руды или крови" (№№150-152), несомненно, более древних, все еще действуют три пряхи, все сестры, а одна из сестер (старшая) -Богородица. В них угадываются богини судьбы, тождественные скандинавским норнам.
"150. ... сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку. Я ей, раб Божий, покорюся и помолюся: "Мати Божия, Пресвятая Дева Мария и с двумя сестрицами, бери Ты шелковую нитку и булатную иголку, зашей и запри, и уйми, и зажми порезанную рану и посечную рану!" Как нет из Латыря камня воды ни капли, так же бы у раба Божия не было руды и краски...."
"151. ... Проговорив раз, дунуть и плюнуть и затем дважды повторить:
На море на Окияне, на острове на Буяне стоит светлица, во светлице три девицы: первая иголочки держит, другая девица ниточки делает, а третья девица - кровавую рану зашивает. Ты конь рыж, ты, кровь, не брыжь; ты конь карь, а ты, кровь, не кань."
У прозорливого Пушкина находим образ трех девиц, что под окном прядут поздно вечерком, а прядут они, если вникнуть, судьбу царю Салтану. В этом нет ничего удивительного, Александр Сергеевич, как отметил А.Платов, частенько использовал древнюю традицию. Вспомнить, хотя бы о именах Гвидона и Додона, о петушке Золотой Гребешок (Гуллинкамби, "Прорицание вельвы", 43) или о белке, живущей на Мировом дереве и поющей песенки ("растекашеся мысию по древу"):
"В ветвях Иггдрасиля живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфельнир. Белка по имени Грызозуб снует веерх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхегг." [6]
Возможно на вершине Мирового Дуба славян сидел в образе сокола Род, а мысь со скоростью мысли приносила ему послания Ящера и прочие вести.
Тут интересно мнение А.Афанасьева [20], который, анализируя русские пословицы (скажем, "от Роду и в воду") и ряд иных источников, приходит к выводу, что богини судьбы столь же древны, сколь и Род, за неимением лучшего слова он идентифицирует этих богинь, как рожаниц: "В древне-славянском переводе хроник Малалы и Амартола, греч. eimarmenh, означающее судьбу, объясняется словом "рождение": Имармению же сделавшiи прелесть некоую, глаголемую рожденiе, ея-же разве ничесожъ пострадати, ли творити могуще комоу-любо, знаменословять, и в таковоую прелесть и нечестiе въпадаютъ; мневъ бо некый, яко разве рожденiя - кроме Имарменiи никто жь ни сътворити, ни пострадати власть имать". Затем Афанасьев указывает на то, что санскритское bhaga - "счастье" является одним из имен Солнца, которое есть всевидящее (или всеведующее) око небес. В славянских сказках солнце часто бывает отождествлено с дедом-Всеведом, мать которого пряха-судица. "На Руси уцелела старинная поговорка : "дожидайся солнцевой матери божья суда". Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней говорится как о вещей пряхе, она дает странствующим героям мудрые советы и на золотой прялке прядет золотую купель."
В этой связи нельзя не вспомнить "светлое и ТРЕсветлое солнце" да "суда божия не минути" из "Слова о полку Игореве". Связь с Солнцем вдвойне интересна, как ответственность матери бога за урожай, т.е. за подание благ. Последнее подтверждает расшифровку Б.А.Рыбакова имени Мокуши-Макоши, как "мать хорошего урожая" (одно из женских изображений Збручского кумира с рогом в руке соотносится с Макошью). Им же указаны другие эквивалентные переводы имени: "мать жребия (кош)", "мать судьбы". Рыбаков отделяет по времени возникновения и по смыслу группу - Доля, Удел, У-часть, С-часть-е - от другой группы понятий - Судьба и Рок. " Слово "судьба" в древних памятниках иногда означает "суд", "приговор", "решение". Таково же значение слова "рок" (...."срок", "мера") [21]".
"Суда Влеса не убежать" и «суда божия не минути» идентично современному "от Судьбы не уйдешь". Судьба-Макошь - главная из трех прях примиряет и судит-рядит двух своих сестер.
В "сербскихъ приповедкахъ Караджича напечатанъ превосходный рассказъ о Судьбе и двухъ Доляхъ". Счастливая Доля (Съряшта, Среча), описана как прекрасная девица, прядущая золотую нить, Несчастливая Доля - старуха (зла Несъряшта, Несреча), которая "танко преде". Но счастливую долю или убогую недолю дает Судьба (Усуд!). Это и в самом деле напоминает триумвират Рода, суда которого также не избежать никому, и двух рожаниц, тем более пара "Усуд и Съряшта" встречаются во многих сербских сказаниях и пословицах. Вот одна из них: «Когда Съряшта отделена от Несъряшты - темная ночь (отделена) от белого дня» [20].
"В основе сообщенных нами преданий, - заключает А.Афанасьев- кроется мысль, что Доля и Недоля - не просто олицетворение отвлеченных понятий, не имеющих объективного значения, а напротив - живые мифические лица, тождественные девам судьбы (рожаницам)".
С зарождением новой жизни и судьбой связана уже упомянутая Баба-Яга - древнейшая Богиня Праматерь[22].
Подчас в русских сказках мы встречаем еще ее двух сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Вот известный миф в переложении А.Афанасьева под названием "Перышко Финиста ясна сокола". В поисках суженого приходит краса девица к избушке и стучится:
"- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи.
Отвечает старушка:
- Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?
- Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.
- Ну, красная девица, далеко же тебе искать будет!
Наутро говорит старуха:
-Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть - золотая нитка потянется.
Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи!"
Если же "взять серебряное донце да золотое веретенце и сесть прясть - из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чиста золота".
У третьей - старшей сестры, которая знает поболе двух первых, красна девица узнает, где искать Финиста. На этот раз она получает в подарок "золотое пялечко да иголочку: ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет".
Тут не мудрено, что следы докириллической письменности на Руси сохранились в виде узелков, рунических узоров и в рисунках на ширинках и скатертях."

Что касается Фригг, то кроме простого созвучия есть понятие КОЛЕСО ФРИГГ - ФРИГГ - это богиня судьбы, такая же пряха, как и Яга из Финиста-ясного сокола.
Фригг - жена Чернобога-Одина, Яга - жена или ипостась Чернобога-Велеса.

Литература ко всей статье:
1. Маккей Э., Древнейшая культура долины Инда, М.,1951, стр. 67.
2. Cвами Садашивачарья, Род-Рудра: родной бог ариев// Наследие предков, N5, -М.: , 1998.
3. Белкин И., Закон большого в малом// Мифы и магия индоевропейцев, вып 6, -М.: Менеджер, 1998.
4. Белов А., Изначалие, М., 1993.
5. Маковский, Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. -М.: Владос, 1996, стр. 99-121
6. Младшая Эдда. в пер. О.А. Смирницкой, под ред. М.И. Стеблин-Каменского, -М.: НИЦ Ладомир, 1994.
7. Снорри Стурлусон, Круг Земной. "Heimskringla". -М.: "Наука", Москва, 1980. (перевод, статьи, примечания: А.Я.Гуревич, Ю.К.Кузьменко, О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский)
8. Arnaud a’Apremont, Odin - Maitre des Runes // Irmin, N1, 1994.
9. Гаврилов Д., Велес-Один-Шива - великий бог индоевропейцев/ Гаврилов.Д., Елкин С., Протоязык и традиционализм, -М.: МГИФИ, 1997.
10. Старшая Эдда. в пер. В.Тихомирова / Корни Иггдрасиля (Эдда. Скальды. Саги), сб. под ред. О.Смирницкой, -М.: Терра, 1997.
11. Старшая Эдда. Русская классная библиотека под ред. А.Н.Чудинова, -СПб, 1897.
12. Старшая Эдда. в пер. А.Корсуна. под. ред. М.И. Стеблин-Каменского/ Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, -М.: Художественная литература, 1975.
13. Корнелий Тацит, О происхождении германцев/ Тацит, собр.соч. в двух томах. т.1., -Л.: Наука, 1969.
14. Magistri Adam Bremensis gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Ed. B. Schmeidler, 3. Aufl., Hannover, 1917, S. 257-260.
15. Гуревич А.Я., Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства, -М.: Искусство, 1990, стр. 69-134.
16. Гай Юлий Цезарь, Галльская война/ Записки Юлия Цезаря и его продолжателей, т.1-2, -М: РИА День, 1991.
17. Платов А., Девять шкур дракона// Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, -М.: Менеджер, 1998.
18. Адити А., Адити Е., Руны: Толкование Старшего Футарка..., Спб., 1993, -98 с.
19. Чародейство. Волшебство. Знахарство. Заклинания. Заговоры, -М.: Терра, 1998.
20. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу, т 3, -М.: Индрик, 1994 ( по изд. 1869), стр. 387-413.
21. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян, -М.: Русское слово, 1997.
22. Андреев А., Русские боги в зазеркалье. Баба-Яга // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3-4, -М.: Менеджер, 1997.
23. Платов. А., Дорога на Аваллон, -М.: Менеджер, 1998.
24. Андреев А., Русская лествица // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, -М.: Менеджер, 1997.
25. Велесова Книга. комм. и прим. Асова А.И.,-М.: Менеджер, 1995.



Ответы и Комментарии:


[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]