Russian LinkExchange Member |
Отправлено : TransRail, 27 Марта 19100 в 10:27:59
Уважаемый г-н Янковский,
предлагаю Вашему вниманию небольшую рецензию на произведение «Тень этого мира».
Буду рад услышать Ваше мнение, в случае согласия или несогласия с тем, что изложено ниже.
_______________________________________________________________________
… спящие … согнулись под тяжестью, словно тополи на ветру…
Не точное сравнение. Тополи, хоть пирамидальные, хоть белые, ломаются, но не гнутся. Из деревьев неплохо гнется кокосовая пальма, входящая в одно с лианами семейство древовидных.
Пример:
… пальма… она оставалась почти неподвижной, низко согнувшись под напором ветра, и только тихо дрожала. («Дом Мапуи», Д. Лондон)
…на работу проспал однозначно… и строкой ниже …еще успевал на работу…
Так проспал или успевал?
… собака…которую все, почему-то считали овчаркой…
Кинологическая образованность или вздорность характера героя? Почему-то все считают ее овчаркой? Возможно, эти люди героя чем-то раздражают. Соседи, которые распускают своих дворняг?
… собака имела голодный, выгнанный из квартиры вид…
Вид можно иметь потерянный, обиженный, недоуменный, высокомерный, несчастный, но никак не выгнанный из квартиры.
…новоявленный плешивый богатей… или … офицер ГАИ…
Стилистический контраст – слово офицер является знаковым и используется только с пафосной направленностью. В данном случае, это скорее мент, как принято сейчас выражаться или гаишник.
… человек спортивно-бандитской наружности … действовал на нервы, ширкал пустой зажигалкой, пытался прикурить…
В чем здесь причина действия на нервы? Может быть, раздражение связано с необходимостью опасаться этого человека? Но они даже не знакомы.
…. Доел все это … настроение заметно улучшилось …
А разве оно было плохим? Герой выкрутился в ситуации с опозданием, получил свободу в рабочее время, а настроение улучшилось только после пирожков. Радость зависит только от наличия пищи? Похоже на синдром армейского прошлого.
…или Вам паспорт нужен…
… к тому же это прекрасный предлог познакомиться с девушкой…
… все чего хочет мужчина, написано у него прямо на лбу…
Натужные шутки девушки, с …веселыми чертиками в глазах… говорит о том, что
девушка не избалована мужским вниманием и в разговоре использует клише. Герой подчеркнуто столбенеет от встреченной девушки, видимо тоже видел их не много. Девушка нужна для сюжета, поэтому натужно, но настойчиво оба дредноута разворачиваются в нужном направлении. Автор просто любуется своими героями и не дает им никакой индивидуальной свободы, в целях обеспечения единодушной поддержки читателей. Например, чтобы подчеркнуть открытость главной героини и придать ей элитарность происхождения девушке разрешено рапортнуть незнакомому двадцатипятилетнему юноше, что ее отец крупный специалист по разным военным сооружениям и зарабатывает хорошие деньги. И пусть это не имеет никакого отношения к пирогам, которыми она мучает героя, но девушку душит долг перед автором.
… я делаю вид, что учусь, но, это, право, очень скучное занятие… без образования никуда, а продавщицей в ларек не хочу…
Как будет видно дальше, каждый имеет скелет в своем шкафу. И действительно, наговаривавшая на себя девушка – это, как выясняется, Ванина Ванини, всей душой полюбившая отважного карбонария из автосервиса.
Вошедший отец, шаркает в прихожей, снимая обувь - … я раздеваться не буду… мы с ним сразу в гараж пойдем …
(без обуви? авторская неточность, забыл следить за второстепенными действиями отца, потому что никакой дальнейшей роли ему не отводится)
… я его (героя) на кухне оставила, не в комнату же вести…
Девушка исходит из клановой корпоративностью крупных военных строителей, ворочающих предполагаемыми деньгами.
…Погода была чудесной, только с востока потихоньку надвигался далекий облачный фронт, завтра может и дождик пойти...
Грозовой фронт и дождик не уживаются в одной фразе. Кто произносит эту фразу? Если автор - то он скажет грозовой фронт, а если герой, то, конечно, дождик. А тут непонятно.
…маслянисто-прохладный сумрак ямы…
Деталь вызывает сомнения, чем определяется маслянистость сумрака?
Странен пистолет, спрятанный под днищем машины, которую отдают в ремонт? Значит хозяева машины не в курсе пистолета, который легко доступен из ремонтной ямы? А если в курсе, но запамятовали, то шум они не поднимут, себе дороже. Потому что если поднимут, то нужны документы на оружие, а если документов нет, то значит они бандиты, но если они не поднимают шум, значит, они не бандиты, а хозяева машины, которые не в курсе пистолета - круг замкнулся.
Но герой, как говорится не Спиноза, поэтому и сам нервничает и нас нервирует. Кругом бандиты! Первый предполагаемый бандит был замечен еще в кафе. Он ширкал пустой зажигалкой.
Что это? Комплекс навязчивой бандитомании? Нет, это просто неумелое погружение в action, когда создаются фоновые признаки жанра. Все торопливо и, соответственно, не до конца продуманно.
Если, Вы заметили, то нас уже окружают все нужные для партии экшена шахматные фигуры - физически крепкий герой – механик, скучающая beauty, автоматический Стечкин с голливудским калибром и, невидимое пока, окружение бандитов. Теперь важно, как автор распорядится всем этим добром, играя сам с собой перед неискушенными читателями.
Завод пружины начинается с признания героя в прирожденной трусости. Он не супербизон. Он простой парень, но он сделал это! Yes-yes!
От навязчивой фобии герой-сан лечится фотографированием и уроками волшебного каратэ. Сэнсэй ни рэй! Ходжиме! Романтика 80-тых! Каратэ дополнит Стечкина, девушку и бандитов. Да, еще герой на ты с электроникой, в части жучков, работающих на кофейной гуще. Это готовый commando (pardon за англиканизмы, но мы все ближе к американской фабрике грез), хотя нет, в главе Марк, мы возвращаемся в советский боевик, с легким запахом вожделенной прибалтийской отвязанности.
Ресторатор Марк - это наивный мужик, отчего-то полагающий, что если он ни у кого в долг не брал, то никому по жизни не должен. И это-то, при его несомненных ресторанных доходах. У ресторатора Марка младенческое мировоззрение кооперативных пионеров, еще не ощущавших на животе искреннее тепло утюга. Случай с Марком из области давно забытых типов социальных взаимоотношений, когда люди, получившие свободу быть предпринимателями, еще только проходили в глазах советского большинства придирчивый тест на совместимость. С одной стороны кооператор обязан оказывать услугу, а с другой стороны его доходы от оказания услуги должны быть справедливыми, т.е. их не должно быть много. От кооператоров ждали того, что должен был принести людям развитой социализм, помните, все более полное удовлетворение потребностей…blah... blah…blah! Но поскольку очень быстро кооператоры, устав скромничать, научились драть деньги - характерна эволюция с платными WC, где поначалу стояли аквариумы с золотыми карасями - то самопальных буржуев перестали жалеть, как идеологизированные потребители, так и люмпенизированные рэкетиры. Марк видимо, занялся рестораном в тот момент, когда красные кавалеристы еще не ушли из города и никакой махновщине в близи не наблюдалось. Но безноказанность не вечна, и ресторатор Марк схлопотал первую отрезвляющую вселенскую шмазь, превратившись в жертву. И это очень на руку главному герою, который, приобретя пушку, мог уже чисто конкретно придраться к бандитам. Ресторановладелец Марк здесь просто находка, потому что из честного хозяина Марк сразу становится честной жертвой, минуя промежуточную грязь товарно-денежных отношений криминального капитализма. Ну не может же на самом деле главный герой защищать бандита от бандита – ворон ворону глаз не выклюет и, вообще, бандиты одним миром мазаны и словно товарищи по партии, отрицают раскол, фракционизм и сектантство. А вот и постулат главного героя - раз бандиты били Марка, то он - свой и нуждается в срочной опеке героя. Свободу Юрию Деточкину, это говорю я – Чак Норис! Хотя, в данном произведении это произносит девушк героя. Странно? Ничуть! Но сначала небольшой фрагмент с дракой…
… верзила (бандит) бьет ногой по подносу официанта. Удар четкий, техничный, одобряет автор. Второй удар ребром стопы в печень того же официанта. Тоже хорошо выполнен, официант почти упал, но тут ему третий удар с прыжка пяткой в грудь…
А на чьей стороне автор, выглядящий тренером по рукопашному бою и фиксирующий удачные удары своих подопечных?
Четвертый удар опять в печень, но уже бармену Вите, хотя у Вити был стальной кастет с шипами (фетиш - унтер зольдатен, унтер официрен…).
Понятно, бандиты драться умеют и тем труднее главному герою. Будет ли на его стороне автор в момент поединка? Или беспринципный профессионализм возьмет опять вверх?
… а давай его (Марка) освободим!
Это произнесла главная героиня. Почему не главный герой? Ну, хотя бы потому, что тогда главному герою пришлось бы или делать это в одиночку, или искать повод втянуть девушку в авантюру. Вариант, предложенный девушкой проще, потому что главный герой, как рыцарь, каратист и идеологический оппозиционер бандитского мира, просто обязан поддержать ее в этом выборе. А девушка, step by step, обнаруживает все свои уникальные способности, пришедшие к ней с экрана телевизора. Она водит машину, стреляет из личного пистолета с иностранным названием и главное, она хакер, способный взломать электронную оборону цитадели. Вы помните ее слова о том, что она делает вид, что учится, что это, право, скучно, но в ларечницы отчего-то не хочется. А зачем, когда тут такой дорожный несессер. Открывай его и кроши компьютерные и фармазоньи головы без всяких усилий.
Дальнейшее описание подвигов героев не вызывает желания их комментировать, потому что все слишком просто, схематично и предсказуемо в пределах тех шести глав, что вывешены в Альманахе.
Главное, что эта отчаянная пара приступила к приключениям, ради которых они преодолели столько надуманности.
Если писать клише, то делать это надо так же тщательно, как клишируют денежные знаки. Чтобы никто не заподозрил подделку. Существуют десятки версий одной и той же сюжетной линии, но все они должны иметь особую ювелирность изложения, потому что работа крупными мазками допустима только на оригинальном полотне, которое никто еще не создавал. Есть ощущение, что эта история сочинялась автором лет пять-семь назад, когда наши представления о блокбастерах все еще находились под влиянием привычного менталитета. Кроме того, ощутимо, что это одна из первых попыток автора создать связную историю с реальными героями противоположных полов, очевидно, что все предыдущие произведения посвящались сказочным персонажам. Причудливая смесь fantasy с реалистичными коллизиями является интересной, но требующей кропотливой работы, потому что привычное списание контрадикции на законы сказочного жанра не могут оправданы.
С уважением,
TransRail