О темных героях, черных менестрелях и месте Нави в современной фэнтези.


Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member

[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]

Отправлено : Александр Нуждаев, 03 Апреля 1999 в 14:26:47


То не волк на холме плачет,
То не воин свой меч точит -
То поет над землей мрачной
Менестрель, что чернее ночи.

(Из толкинистских песен)

Тень, знай свое место! (Е. Шварц.)

Здравствуйте!

Прежде всего - все ниженаписанное не есть начало дискуссии. То есть, конечно, если кому-то захочется поспорить на тему этих тезисов милости просим! Но я все это пишу не из расчета на спор.
Второе - некоторую часть доводов я уже приводил ниже в коротком споре с Дмитрием Гавриловым, но десь напишу еще раз во имя связности текста.

Итак, речь идет о допустимости героев-злодеев в фэнтези вообще и в романе "Дар Седовласа" в частности. В качестве примеров возьмем несколько наиболее известных темных и затемненных героев и рассмотрим, что у Руговельда с ними общего и каковы различия.

1) Неоднократно здесь ранее упоминавшийся Скотт. Там рядом с хорошим и положительным Айвенго наличествует типичный злодей Бриан де Буагильбер. Пример достаточно древний, потому и злодей стандартен. Он злодей просто потому, что во всех жизненных ситуациях поступает так, как выгодно ему лично. Кстати, единственный раз, когда гордый тамплиер изменяет этому правилу, он немедленно погибает (интересующихся отсылаю к тексту романа, впрочем, вряд ли кто его не читал).
2) Следующий уже из нашего времени. Тут, помнится, Купцов сравнил Руговельда с Геральтом. Вот ведьмака и возьмем вторым. Он, правда, не злодей, но волей судьбы все его поступки влекут за собой цепь неприятностей как для него лично, так и для всех остальных. Добра в его мире нет, есть только Меньшее Зло. В его сторону Геральт и стремится, раз уж ничего другого не получается.
3) Неоднократно обсуждавшийся всеми, кому не лень, Мелькор из ЧКА. Для него, в отличие от большинства остальных темных владык свойственно задумываться над последствиями своих поступков не до или после, а во время их совершения, при этом, как говорится, без отрыва от производства. "Я его кушал и обливал его слезами". Это, правда, не Мелькор, а волк-вегетарианец из булычевского "Заповедника сказок", но суть от этого не меняется.

Ну и, наконец, собственно Руговельд. Как Бриан де Буагильбер, он слушается лишь собственных желаний (возможно, Дмитрий будет мне возражать, но я в ответ заранее отсылаю его к его же тексту - вся история любви Руговельда есть ярчайшее тому подтверждение).
Как и Геральт, он не может творить добро - для него есть только меньшее Зло. Но в отличие от ведьмака, черный волхв стремится не к меньшему, а к большему злу. Примеров приводить не буду - опять же на каждой странице романа их хватает.
И в довершение всего все это Руговельд сопровождает непрерывной рефлексией на тему "какой я нехороший и до чего же это плохо и почему тем не менее именно так и надо". Почему надо - потому что герою так удобнее.
Правда, есть у черного волхва еще одна черта, отличающая его от трех приведенных образцов. И черта, увы, не лучшая.
Сравните. Бриан творит зло, потому что просто аморален. Для него хорошо - это то, что хорошо ему. Геральт - потому что так получается. При этом он всеми силами старается, чтобы получилось лучше, но у него ничего не выходит. Мелькор - потому что убежден в правоте своего дела, а также в том, что цель оправдывает средства. Руговельд же - потому, что ему это нравится. Да-да, именно нравится! Послушайте его диалог с Седовласом (вернее, монолог перед Седовласом) в самом начале. Там Руговельд вроде бы жалуется на свой черный дар. И тут же рядом фразы, из которых следует, что именно этот черный дар, который ему ненавистен и от которого он (по уверениям автора) стремится избавиться, для него чуть ли не самая лучшая и правильная вещь на белом свете. И дальше по тексту герой весьма охотно применяет свою разрушительную силу даже без повода (см. его поединок со знатным вятичем, не помню имени, ближе к середине. Честно победить трудно - так он колдовством).
То есть из всех этих темных героев Руговельд есть ЕДИНСТВЕННЫЙ сознательный злодей.

Выводов я намеренно не делаю. Те, кому роман понравился, могут просто прочитать все вышенаписанное как рецензию. Остальные выводы сделают сами.

С уважением, Александр Нуждаев.

PS Так ли сказал? Так ли поняли?


Ответы и Комментарии:


[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Откровенный разговор" ] [ WWW-Конференции ]