Еще о Егории и Яриле


Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member

[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Корчма" ] [ WWW-Конференции ]

Отправлено : Д.Гаврилов, 18 Июля 19100 в 19:13:37

В ответ на : Re: отправленным Rew, 18 Июля 19100 в 19:04:57

Лингвистически Егорий и Юрий слились, но весьма язычно, что на гербе Москвы 16-17 вв. есть изображение православного Егория голышом, это указывает на именно язычность Егория.

"В Юрьев день славяне выгоняют скот в поле и закалывают барашка, без пролития крови на землю, кости его зарываются. Народная поговорка говорит: "Святой Юрий коров запасает". Так называемое егорьевское окликание обращается к Георгию с такой просьбою:

"Егорий ты наш храбрый
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем
В лесу и за лесом
От волка хищного
От медведя лютого
От зверя лукаваго" - Афанасьев

Зачастую с Егорием поминается или ассоциируется Макарий преподобный, "который куда-то телят не гонял".

"Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку –
В поле и за полем,
В лесу и за горами,
За широкими долами…"

"Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку –
…"
(см. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. –Л.: "Художественная литература", стр. 116-117)

Таким образом св.Георгий-Юрий-Егорий почитается покровителем стад и прямо назван "скотьим".
Известно, что "скотьим богом" в первую очередь на языческой Руси именовали Велеса, хотя и не только за то, что этот "лесной хозяин" не трогал и охранял скотину. Велес "пас души" умерших на том свете, который представлялся в том числе в виде пастбища.

И Егорий и Велес(Волх) связаны с охотой:
"Георгий Храбрый, садись на белаго коня, бери шелкову плетку и стегай не по прутикам, не по веткам, стегни по белым зайцам, по белой шерсти, по шерсти до кожи, от кожи - до мяса, от кости до мозгу, и подите, побежите белы звери, по своим тропам, по своим заповедям..."[16, стр. 214]

И Егорий и Велес(св.Никола, Гермес,Один) охраняют на Пути:
"Егорий удал, татю дороги не дал, православных обороняет, в пути-дороге сохраняет."[16, стр 198]

Обрядовый вариант Егория-Юрия близок и к языческому Яриле (кстати очевидна и фонетическая близость имен). Егорий, как и Ярила, а потом и культурный герой Микула Селянинович – демиург-устроитель земли, покровитель полей и земных плодов.
В.Шуклин высказывает предположение, что "Ярила восходит, вероятно, к некогда одной из ипостасей верховного бога, превратившегося со временем в самостоятельный персонаж. Балтийским славянам известен Яровит, воплощающий функции Тура и сходный с Ярилой. Тур – воплощение плодовитости, безудержных животворящих начал".

Егорий сохранил некоторые черты именно высшего божества, так его сопровождает три зверя (cимволизирующие его присутствие на трех уровнях бытия, как и три всадника Бабы-Яги), и как Белый бог - Святовит, ездеет он на белом коне, к тому же владеет и луком (Правь), и копьем(Навь):
"Ехал святой Егорий на белом коне. За ним бежало три пса. Один пес лижет зарю, второй - луну, третий - с глаза бельмо"

Коня Егория-Ярилы изображают в виде связанных жердей, накоторые сажают пастушка с дудой.

Нередко Егорий выступает в виде трех:
"На синим море белый камень, на белом камне ьелый человек в белом платье, свет Георгий Храбрый; у Георгия света Храбраго два молодца, два гораздо удалых, великих стрельца; один - сын Симеон, другой - Герасим, ходят с тугим луком, стреляют по сырому дубу..."

Если вспомнить сказку о трех всадниках красном, белом, черном Бабы-Яги, то получается довольно очевидная параллель.

А Яга (Мокошь) и Велес (Мокош) имеют одни и те же функции, если не сказать более.

Иггельд


Ответы и Комментарии:


[ Ответы и Комментарии ] [ Написать Ответ ]
[ "Корчма" ] [ WWW-Конференции ]